KZ
Финансы
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.

Актуальное

Все категории

Причины "вымывания" бензина и дизтоплива из Казахстана назвали аналитики

Опубликовано:

Автозаправочная колонка установлена на АЗС
автозаправочная колонка. Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Бензин и дизельное топливо в Казахстане стоят значительно дешевле, чем в соседних странах, что ведет к их "вымыванию" из страны. Насколько велика разница в ценах, рассказали аналитики Ranking.kz.

Жители Казахстана столкнулись с нехваткой дизельного топлива, несмотря на рост его производства. Так, 2022 год продемонстрировал рекорд: выпуск "дизеля" увеличился на 8,5%, до 5,4 млн тонн, а бензина – на 3,1%, до 5 млн тонн.

Аналитики напоминают, что заметный рост производства нефтепродуктов произошел после 2017-2018 годов, когда завершилась программа реконструкции и модернизации всех трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

В результате выросло производство светлых нефтепродуктов: бензина – более чем в 2 раза, авиатоплива – в 3 раза, дизельного топлива – в 1,3 раза, что в свою очередь позволяет полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.

Инфографика ranking.kz
Производство ГСМ в Казахстане. Инфографика: ranking.kz

Но на практике Казахстан сталкивается с дефицитом топлива. И причина такой ситуации – существенный рост потребления. Только по итогам марта текущего года потребление дизельного топлива увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Произошло это, в частности, из-за роста транзитных перевозок, ведущего к тому, что отечественное топливо просто "вымывается" – вывозится из Казахстана в другие страны.

По последним имеющимся данным, объем транзитных перевозок грузов автотранспортом через Казахстан увеличился за год сразу на 31,5% (2021 год). Непрерывный и динамичный рост совпал с завершением модернизации отечественных НПЗ.

Инфографика ranking.kz
Объем транзитных перевозок через Казахстан. Инфографика: ranking.kz

С одной стороны, о том, что Казахстан становится ключевым транспортным хабом региона, можно говорить в позитивном ключе. С другой – грузовые фуры, приезжающие в Казахстан из-за рубежа, не только здесь заправляются, но и делают существенные запасы, вывозя максимум топлива, который удается забрать.

Причина этому – диспропорция цен. Цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане намного ниже, чем в большинстве стран, в том числе и соседних. Так, по данным аналитиков, 27 марта средняя стоимость бензина здесь составляла 0,469 доллара США (212,6 тенге) за литр.

Между тем в России он на 43,7% дороже (0,674 доллара, или 305,48 тенге), в Кыргызстане – на 47,5% (0,692 доллара, или 313,6 тенге), а с Узбекистаном разница составила более чем 2 раза (0,945 доллара, или 428,5 тенге).

Стоимость дизельного топлива в Казахстане в то же время составила 0,530 доллара. В России оно оказалось на 43% дороже, в Кыргызстане – на 61%, в Беларуси – на 81%, а в Узбекистане – на все 100%.

Инфографика ranking.kz
Цены на ГСМ в Казахстане и соседних странах. Инфографика: ranking.kz

Отметим, что помимо "вымывания" топлива "транзитниками", есть случаи намеренного экспорта бензина и дизтоплива из Казахстана за рубеж по «серой» контрабандной схеме.

Напомним, что в Казахстане действует запрет на вывоз топлива автомобильным транспортом. Но, несмотря на эти ограничения, фиксируются случаи незаконного вывоза горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Аналитики отмечают, что перепродажа казахстанского топлива в соседних странах, учитывая разницу в ценах, приносит контрабандистам очень серьезную прибыль.

У низких цен на ГСМ, которые искусственно сдерживают, они называют еще одну негативную сторону: ситуация не дает возможности нефтегазовому сектору привлекать инвестиции и развиваться, поэтому НПЗ страны работают по принципу самоокупаемости.

При этом решением вышеописанных проблем является сокращение диспропорции цен. Это должно снизить отток топлива из страны и предотвратить тотальный дефицит.

Вернувшись к ценам на нефтепродукты, напомним, что в Казахстане они одни из самых низких в мире. Так, страна входит в топ-10 стран с самым дешевым бензином и топ-15 с самым дешевым дизтопливом.

Со странами ближнего зарубежья, Европы и Америки разница может составлять несколько раз.

Инфографика ranking.kz
Рейтинг стран по ценам на ГСМ. Инфографика: ranking.kz

В целом, если рассматривать изменение цен на бензин и дизельное топливо в Казахстане в исторической динамике, можно отметить, что рост происходил умеренными темпами по сравнению с другими социально значимыми продуктами и товарами.

Существенных скачков в секторе никогда не наблюдалось. Кроме того, установленная цена держится в пределах одного уровня достаточно долгое время, так как регулируется со стороны государства в лице уполномоченных органов.

Например, за 2018-2022 годы цены на дизельное топливо в Казахстане выросли на 29,2%, тогда как в других странах – более чем на 75%.

Инфографика ranking.kz
Динамика розничных цен на ГСМ. Инфографика: ranking.kz

Аналитики отдельно отмечают, что в долларовом эквиваленте цены на дизельное топливо в Казахстане за пять лет вообще практически не изменились. Аналогична и ситуация с ценами на бензин.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/2016284-prichiny-vymyvaniya-benzina-i-diztopliva-iz-kazahstana-nazvali-analitiki/

Как вам публикация?

Последние комментарии

Всего комментариев: 47

Чтобы участвовать в обсуждении или оставлять реакции на комментарии, войдите в профиль.

МаразНасПогубит

Очередное оправдание своей алчности и бездарности. Давно бы построили 4 НПЗ, да контроль ужесточили на границе. Где что угодно за взятку можно вывезти да ввезти. Не граница а сито. Для этого бардак в стране и создали...... Творят что хотят, и ни за что не отвечаю.

Comment reaction

рина

Сравнили цену со странами у которых нету нефти как смешно лучше сравните с туркменистаном у которого бензин выдается бесплатно

Comment reaction

Sergei

Отпускайте цены в свободное плавание,но при этом сделайте минимальную зарплату в 150000 как в той же России

Прозаический_Поэт

Экономист из Вас совсем никакой, ибо ежели поднять минимальную зарплату, то соответственно нужно повышать зарплаты и всем остальным, что в конечном итоге приведёт только к ещё большему росту цен. К.Маркс написал "Капитал" в 1867 году, но его выводы верны и по сей день.

МаразНасПогубит

Дураков это ни чему не учит.

БакенСека

Просто причина нужна чтобы поднять, они говорят что типа дальнобойщики вывозят в своих баках скрытых топливо, потом ввели ограничение. Потом за деньги отдельные могут продать иностранцам. Просто нужно решать проблему на границе и с владельцами НПЗ и всех посредников.

МаразНасПогубит

Они давно этим бредят. Народ поднялся они притихли, но затеянное хотят в тихую провернуть. Вот и пытаются нас снова дурачить..... Цель одна, цену поднять любым доступным способом. А за этим последует цепная реакция на всё остальное. Был бы повод.

Шахтёр

У нас топливо всегда стоило дешевле, а вымывание почему то только сейчас.

IronFist

А не проще бы найти инвесторов, и построить у нас 50 НПЗ по производству топлива высокого качества. Весь спектр нефтепродуктов. И захватить своими ценами международные рынки. Чем продавать сырую нефть и быть сырьевым придатком.Не понимаю я логики? Когда наш товар не продается ,говорят он не продается потому что мы не конурентоспособны, а когда он продается оказывается ВЫМЫВАЮТ НАС!!!! Так давайте же продавать его , и пусть его берут, давайте затем своим дешёвым топливом весь мир и будем богатой страной!!!! Я не пойму логики???

Трол

Логика в том, что проще продать нефть по трубе, то есть при текущей ситуации это выгоднее чем перерабатывать в бензин

Sergei

Кто будет работать и откуда взять деньги?

МаразНасПогубит

Было бы желание.

МаразНасПогубит

Работать они не хотят, хотят только прибыль получать на спекуляциях.

Pома

Они хотят как в РФ цену. Так там качество продукции есть

IronFist

Да уж

Рузик

Что за бред с топливом !!! Всю вину сваливают на транзит транспорт !!! А может выработки и нет такой топлива ??? На бумагах он есть!!! Заводы есть - а мощности не хватает переработать!

спассокукотский

Все правильно они говорят. Казахстан страдает от своих бедных соседей, у которых все дороже чем у нас.

Sergei

Тебе все время кто то виноват

Лестрейд

Расскажите о причинах вымывания средств простых жителей страны в следующий раз.

Марсианин

ЕАЭС с РФ договор это общий энерго рынок.А это значит цены на ГСМ тоже одинаковые с РФ.А так как экономика РФ идёт в пике.Естественно там будет всё дорожать и гиперинфляция.Тогда получается и мы вслед в Пике.????

Yrc

Знакомые приехали из России. За последнее время там цены только снижались. Уже практически всё дешевле, чем в Казахстане. Вот вам и санкции...

котофей

Вот про то что экономика РФ идёт в пике брехать не надо.Посмотри на инфляцию хотя бы

котофей

Вот про то что экономика РФ идёт в пике брехать не надо.Посмотри на инфляцию хотя бы

Sergei

Да им лишь бы крайних найти ,мозгов нет работать не хотят , только три проводить и воровать могут

толика

простой люд канистру с собой возьмет-неположено,а властьимущие цисцернами-законно.как и с какой стороны не смотри,всегда народ впухает.

ДДГ

Вымывание,вывоз причина по мнению ЭКСПЕРТОВ.Заводы модернизировали?Нефть кончилась?Все есть.Вывоз можно запретить и присечь.Все вопросы к таможне и пограничникам.Топливо не по воздуху перевозят.В Кордае челночники по десять раз пересекают границу.ЧТО ТАМОЖЕННИКИ И ПОГРАНЦЫ НЕ ВИДЯТ.100км от границы на АЗС иностранцам заливать по 100 литров А дальше по 300.Все АЗС рядом с границей не более 100 л.Азсников которые в доль границы заливают более 100 литров НО ДОРОЖЕ ИНОСТРАНЦАМ ШТРАФОВАТЬ

Alika01

Один из выхода из положения надо повысить зарплату и пенсию . Даже в России зарплата два раза выше чем в РК. Они позволяют себя отдых в Казахстане. Второй вариант правительство должны уйти в отставку и назначить кто может управлять

Прозаический_Поэт

Ещё один экономист? Вы скажите за счёт чего или кого, повысить зарплаты и пенсии? Просто взять и напечатать бумажных денежкОВ? Извините, но это так не работает, ибо увеличение денежной массы, приведёт к ещё большей инфляции, и вместо сегодняшних 200-300 тенге за буханку хлеба, мы будет платить в разы больше. Правительство разогнать конечно можно, а кого назначите вместо них? Посмотрите в соседней тебе, как ополчились на министра, недостаточно владеющего государственным языком, хотя для меня важнее его деловые качества. Пригласить управляющих из-за рубежа, так им и платить нужно куда больше, а главное сразу начнётся крик о суверенитете, независимости и т.д.

Алишка

Таможню надо вернуть на границы, с росией, киргизией

котофей

Таможню никто и не убирал

Ritiki

цена бензин и дизельное топливо должны быть равна соседних стран СНГ.

КазаК

Тогда и доходы должны быть хотя бы как в России.

котофей

Тогда и работать надо как в РФ.Выпускать реальной продукции ,которую можно увидеть и пощупать руками,надо больше на одного работающего.У нас большая часть бизнеса,особенно мелкого,это торговля и оказание услуг населению.Богаче от этого государство не становится.

Хельсен

Решается все просто,ограничением вывоза топлива. Все,больше ничего предпринимать не надо. Лимит на вывоз и точка. Так сложно до этого додуматься?

миша

как бутто они даром его отдают .какая разница кто взял тебе же заплатили.

Жасулануу

Когда вот эти лже аналитики перестанут петь в унисон чинушам. Не надо открывать Америку, она давно открыта и пудрит мозги. Цена то разная для своих и чужих, просто нужен настоящий контроль на АЗС и на границе. Простой людь не может вывозить за границу, этим занимаются те у кого ест власть или кто ближе к власть имущим.

котофей

Одни и те же сказки как хорошо мы живём.Только корректно сравнивать сколько может купить среднестатистический гражданин страны топлива на свою зарплату..А тупо сравнивать розничные цены это ни о чём не говорит.Ну и такой ещё момент.Судя по приведённым графикам у нас есть куда стремиться.Посмотрите сколько стран с более дешёвым топливом.Мы же хотим жить лучше?

Трол

Машин полно, кафешки все полные, одеты обуты. Самые бедные из моего окружения ездят отдыхать на Балхаш или Иссык куль. На 20тг поднимается топливо панику забили. Услуги в цене выросли в 10 раз. Розетку заменить за 5000тг уже нет желающих

Воланд

Процесс "вымывания" всех полезных ископаемых, принадлежащих народу , очень скоро прекратится !..

Хельсен

Не прекратится. Чинуши то никуда не исчезнут

Миклуха

Бла, бла, бла одни общие фразы и никакой конкретики. Возмем погран пост "Кордай" там уже на профессиональном уровне занимаются перевозкой ГСМ от нас в KG. Для этого задействуют машины Ауди и Фольцваген у которых баки по 85 литров. В день делают по 5-6 ходок. Из-за них в очереди стоят простые пассажиры. Всё это в KG продают вдоль дороги с пластиковых бутылей.

РТ

Есть таможня пусть пресекает не законный вывоз. Если его при ровнять к соседним странам, совсем без штанов останемся!

Gradient

в цене топлива должны сидеть транспортный налог как минимум. Вывод из этой статьи запрет на вывоз не работает, и вывозят топливо не в баках машин, а скорее всего эшелонами, может этим нужно заняться, а не лоббировать интересы нефтетрейдеров с повышенной алчностью

alexpax

и что теперь это надо воспринимать как антирейтинг!?!? ну хорошо что наша страна в топе!!! Туркменистан тоже в топ входит ничего там нигде не вымывается!?!?

AlAl

😁 Точно точно! Очень плохо что недорогая солярка! Очень полезно всем и очень хорошо что подорожает! Всё правильно министры говорят. Они умные и честные, и обманывать не будут! 🤣🤣🤣

Yrc

Какой дефицит? Не разу не видел, чтобы на заправке бензина не было... Больше похоже на предлог, чтобы цены поднять. Вывозят контрабандой? Так ловите контрабандистов, простой народ тут при чем?

Gj

аналитики не заметили, что это "вымывание" происходит каждый год на посев и уборку? а эта модернизация трех советских нпз всего лишь вымысел?

jitsu gif