KZ

Культура Казахстана в начале ХХ века: особенности

Книги в старинных переплетах на столе
Культура Казахстана в начале ХХ века: YouTube/Тлеужан Ташимов

Культура Казахстана в начале ХХ века — это всеобщее образование, реформа языка и издание литературы, создание шедевров живописи и музыки. Какую роль в ее развитии сыграли политические процессы? Что казахстанцы приобрели, а что безвозвратно утратили? Детальный анализ развития национальной культуры начала ХХ века даст ответы.

Система образования Казахстана в начале ХХ века

В начале ХХ века в Казахстане начался путь к преодолению культурного диктата Российской империи. Интересно, что эти процессы были инициированы самой имперской властью.

В это время на первый план вышел национальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, начала развиваться национальная школа. Так создавалась культура Казахстана.

Прежде всего рассмотрим базовую составляющую в духовном развитии каждой страны — образование. В этом отношении культура Казахстана ХХ века ознаменовалась рядом значимых реформ сначала в рамках Российской империи, а позднее в Советском Союзе. Становление нового образования началось с таких событий:

  • Появилась смешанная школа — русско-казахская (1906).
  • Религиозный характер образования стал постепенно меняться на светский.

В «новометодных» школах преподавались различные дисциплины, применялись поисковые методы. На смену схоластике пришли новые принципы, из списка предметов исключили богословие, отменили практику телесных наказаний.

Культура Казахстана в 20–30 годы ХХ века и становление советской власти были тесно переплетены. В эти годы был объявлен курс на ликвидацию безграмотности трудящихся. Всеобщее, обязательное и доступное образование внедрялось путем создания народных школ, вечерних курсов.

Среди основных тенденций образовательной сферы отметим:

  • Начало работы общества «Долой неграмотность» (1924).
  • Открытие в Ташкентском педагогическом институте казахского факультета (1926), который позже перевели в Алма-Ату. Факультет стал основной Казахского педагогического института. В течение последующих пяти лет открылась сельскохозяйственная академия, медицинский и горно-металлургический институты.
  • Начало Всеказахского культурного похода с целью ликвидации неграмотности (1928).
  • Всеобуч для граждан в возрасте от 15 до 50 лет (1931). Благодаря этому начинанию за 20 лет безграмотность удалось полностью искоренить.
  • Открытие специальных школ для девушек в Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане, Урде, введение всеобщего обучения для кочевников.
  • Издание первых методических пособий и учебников: «Есеп куралы», «Тил куралы» А. Байтурсынова и М. Дулатулы, «География» А. Букейхана, «История Казахстана» М. Жумабаева , «Дидактика» Ж. Аймауытова.
  • Изменена казахская письменность: вместо арабской вязи ввели латиницу, а затем — кириллицу.
Ахмет Байтурсынов
Ахмет Байтурсынов: YouTube/NURSILA

Параллельно развивалась и преображалась культура казахского народа. Общий ее уровень стал выше благодаря формированию национальной школы, доступности и обязательности образования. Но с переходом на кириллицу была разорвана связь с арабской культурой.

Казахская литература и книгоиздание

Особое влияние на развитие общества оказывали известные деятели национальной культуры и образования. Фактически в этот период происходит формирование казахской интеллигенции.

Благодаря им создана казахская литература: ее поэтика, жанрология, тематические горизонты, типология героев. Этот процесс происходит благодаря подвижнической деятельности таких личностей, как:

  • Абай Кунанбаев. Он основал реалистическое направление художественной литературы. Его стихи рассказывают об исторических и педагогических проблемах, вопросах самоопределения, о духовном развитии народа.
  • Ахмет Байтурсынов. Известен не только как педагог, ученый, но и литератор. В начале ХХ века он прославился как переводчик и поэт (сборники «Кырык мысал», «Маса»).
  • Спандмяр Кобеев. Он прославился как переводчик басен И. Крылова. Его перу принадлежит роман «Калым».
  • Мыржакып Дулатов. Был автором произведения «Несчастная Жамал» — романа, появление которого сопровождалось одобрительными отзывами русской критики и общественности Казахстана. Это произведение переиздавали несколько раз.
  • Мухамеджан Сералыулы — казахский поэт и общественный деятель, журналист. Из-под его пера вышли такие произведения, как «Топ жарган» и «Гульгашима».
  • Султанмахмут Торайгыров — автор рассказов, посвященных теме социального неравенства, и романа «Камар сулу».
  • Магжан Жумабаев. Его творчество оказало значительное влияние на становление казахского стихосложения (сборник «Шолпан»). Он внедрил новые поэтические формы, сформировал оригинальную стилистику.
  • Шакарим Кудайберденов. Особое место в литературном процессе начала ХХ века принадлежит племяннику Абая Кунанбаева и поэту философско-религиозного направления Шакариму Кудайбердиеву. Его стихи полны тонкого чувствования действительности, порыва ввысь.

Периодика и издательское дело играли особую роль в том, как развивалась культура Казахстана в начале ХХ века. Кратко об этом свидетельствуют такие факты:

  • Казахские просветители выступали с трибуны газеты «Казах». Это издание давало возможность ознакомить широкий круг читателей с фольклором, этнографией, литературными новинками казахской науки и литературы. Его редактором был А. Байтурсынов, выходила газета в Оренбурге.
  • Казахская интеллигенция в начале ХХ века также объединилась вокруг журнала «Айқап», которым руководил М. Сералыулы. Альманах стал трибуной для таких писателей, как Султанмахмут Торайгыров, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев.
  • С 1917 года выходил передовой журнал «Абай», в котором литераторы публиковали свои произведения.

В середине 1920-х разгорается литературная дискуссия, которая была призвана сформировать концепцию развития новой казахской литературы с учетом ее места, роли и влияния на общество.

Процесс обсуждения предполагал выявление национально ориентированных писателей. Таковых (Ж. Аймауытов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев, К. Кеменгеров) позднее обвинили в национализме и репрессировали.

Книги Магжана Жумабаева
Творчество Магжана Жумабаева: YouTube/Қазақстан Тарихы

Музыкальное, театральное искусство, живопись

Музыка живет в душе всех казахов. Песни акынов символизируют казахскую культуру, воплощают дух и чаяния кочевников.

Акыны были носителями исторической памяти, они прославляли национальных героев, формируя тем самым национальное самосознание и казахские традиции. Поэтому их почитали в народе, уважали, к ним прислушивались.

Домбра
Домбра: iStock

В начале ХХ века музыкальное искусство представлено творчеством таких народных поэтов-песенников:

  • Нурпеиса Байганина;
  • Жамбыла Жабаева;
  • Естая Беркимбайулы;
  • Акана сере;
  • Кенена Азербаева;
  • Исы Байзакова;
  • Токтара Амренова;
  • Балуана Шолака;
  • Укили Ибрая.

Все они были не только исполнителями, но и композиторами. К их числу причисляют и Дину Нурпеисову — талантливую домбристку-импровизатора, последовательницу Курмангазы, автора кюя «Конил ашар».

Дина Нурпеисова
Дина Нурпеисова: YouTube/Тлеужан Ташимов

Среди казахских исполнительниц начала ХХ века пользовалась популярностью Майра Шамсутдинова. Ее называли «соловей» за высокий голосовой диапазон. Творческая самореализация певицы стала возможна после встречи и сотрудничества с А. Затаевичем — этнографом и композитором.

Больше десяти композиций он написал именно для Майры, черпая вдохновение в напевах и мелодиях народных композиторов. А. Затаевич собрал тысячи народных песен, которые опубликовал в 1925 году.

Советские руководители отлично понимали значение песни для духовного развития казахов. Поэтому в начале 1920-х власти:

  • провели слет акынов;
  • создали музыкальный отдел просветительского комитета, который руководил деятельностью музыкальных коллективов;
  • в 1922 году провели Каркаралинский конкурс народных певцов;
  • открыли государственный музыкальный театр, на сцене которого с успехом проходили спектакли М. Ауэзова «Айман-Шолпан», Б. Майлина «Шуга», Е. Брусиловского «Ер Таргын».

В начале 1930-х активно развивается театральное искусство. В Кызыл-Орде открывается первый профессиональный театр. В нем работают такие режиссеры и актеры, как З. Атабаева, М. Ауэзов, К. Жандарбеков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, Ж. Шанин и пр. Позднее был открыт Казахский академический театр драмы, Корейский театр и Уйгурский музыкально-драматический театр.

В начале ХХ века проходит этап становления живописи Казахстана. В 30-е гг. (1935) создана национальная галерея, в которой были представлены картины А. Кастеева, А. Исмаилова, К. Ходжикова, X. Ходжикова. На казахскую живописную традицию повлиял Н. Хлудов — русский художник-реалист ХIХ века. В живописи этого периода преобладают акварельные наброски и эскизы, написанные с натуры, реалистичные и жизнеутверждающие.

Культура Казахстана в начале ХХ века переживает всплеск и расцвет. В этот период закладываются основы образовательной системы, национальной литературы, проходит этап становления казахский язык, происходит выбор письменности. Активно издаются национальные альманахи и газеты, которые становятся средством просвещения и распространения казахской культуры.

Ростки национальной культуры были уничтожены в ходе репрессий 1930-х годов, что стало невосполнимой утратой для литературы и искусства.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1723528-kultura-kazahstana-v-nacale-hh-veka-osobennosti/