Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как без проблем купить квартиру в ипотеку в Казахстане

Опубликовано:

Домик-копилка на фоне стройки.
Копилка и деньги. Илллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Покупая собственное жилье, многие казахстанцы берут ипотеку. Но у такой сделки есть свои особенности и подводные камни. Как все сделать правильно, рассказали эксперты портала "Крыша".

Не все казахстанцы могут себе позволить приобрести квартиру или дом на собственные средства, не занимая деньги. В этом случае, как правило, многие граждане обращаются в банки, чтобы оформить ипотеку. Здесь важно все сделать правильно.

Ищем банк

Например, первым делом можно узнать о наличии льготных ипотечных программ, а также о том, на каких условиях они выдаются. Если подходящих нет, то следует сравнить рыночные предложения разных банков и сделать предварительные расчеты.

На что нужно обратить внимание:

  • размер первоначального взноса;
  • годовую эффективную ставку вознаграждения (ГЭСВ);
  • срок кредитования;
  • ежемесячные выплаты.

Чем больше "первоначалка", тем меньше сам кредит, а значит и выплаты. Чем больше ГЭСВ и срок займа, тем выше ежемесячные платежи и переплата. Также стоит узнать доступную сумму кредита, требование к залогу, сумму переплаты, размеры штрафов за просрочку и то, можно ли привлекать созаемщика.

После консультации в разных банках можно выбрать тот, где предлагаются максимально комфортные условия.

Ищем жилье

Приобретаемое жилье, как правило, становится залогом по ипотеке. Банки предъявляют к нему повышенные требования.

Например, для первичного рынка важно наличие разрешительных документов на участок, архитектурно-планировочное задание (АПЗ) и проект. Если дом не достроен, должна быть гарантия Казахстанской жилищной компании, а если достроен – акт о вводе в эксплуатацию.

У вторичного рынка свои требования. Одно из них касается года постройки. Как правило, под ипотеку подходят дома, чей возраст не превышает 50 лет. При этом само здание обычно должно быть построено из кирпича, монолита или панели.

Важным требованием является отсутствие незаконных перепланировок – с ними банк просто откажется выдавать ипотеку.

Человек держит деньги на фоне стройки.
Деньги. Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Подаем заявления в банк на ипотеку

Перед тем как идти в банк, покупателю нужно сделать оценку приобретаемого жилья. Сделать это можно у частного оценщика с соответствующей лицензией, а стоимость услуги составляет около 15 тыс. тенге.

Далее нужно подать заявление в банк. Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • выписку из пенсионного фонда за последние 6 месяцев;
  • справку о семейном положении, свидетельство о заключении брака при наличии.
  • свидетельства о рождении детей;
  • правоустанавливающие документы на приобретаемый объект: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследовании и так далее;
  • отчет об оценке.

Отметим, что банк может запросить и другие документы, если будет необходимость.

Страхуем жилье

После подачи и одобрения заявки нужно застраховать приобретаемое жилье. Это обязательная процедура. Страховка действует один год, но ее нужно постоянно продлевать.

При этом выбор страховой компании и списка рисков свободный. Стоимость страховки зависит от размера ипотеки, а по мере ее погашения будет уменьшаться и страховой взнос.

Например, при оформлении ипотеки на 30 млн тенге страховой взнос в первый год будет составлять примерно 70 тыс. тенге.

Оформляем сделку

Договор купли-продажи оформляется у нотариуса. Стоимость услуги составляет 4 месячных расчетных показателя (МРП), или 13 800 тенге в 2023 году. Обычно эту сумму делят пополам продавец и покупатель.

Как отмечают эксперты, можно предъявить уведомление о выдаче ипотечного займа из банка, чтобы договор оформили на льготных условиях.

Также нужно будет оплатить согласие на сделку супруга – 1,5 МРП (5 175 тенге). Если брака нет, заявление об его отсутствии обойдется в 0,5 МРП (1 725 тенге).

После этого покупатель отдает продавцу первоначальный взнос и регистрирует право собственности на жилье. Информацию о регистрации договора купли-продажи нотариус передает в банк.

Люди подписывают договор
Заключение договора. Иллюстративное фото: pixabay.com

Подписываем ипотечный договор

Договор заключается между заемщиком-покупателем и банком в письменной форме. Нотариальное удостоверение – по желанию сторон.

При этом оригиналы правоустанавливающих документов на жилье (договор купли-продажи, техпаспорт) передаются в банк, где будут храниться до погашения кредита.

После этого нужно перейти к оформлению залога. Его государственную регистрацию можно сделать в центе обслуживания населения, у нотариуса или в режиме онлайн. Заверять само обременение у нотариуса необязательно.

Оплачиваем всю стоимость жилья

После регистрации залога банк перечислит покупателю деньги по ипотеке. Всю сумму нужно будет передать продавцу.

Обременение банка на жилье накладывается после полного расчета с продавцом. После этого сделка официально считается завершенной. Можно въезжать в приобретенное жилье.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/2023684-kak-bez-problem-kupit-kvartiru-v-ipoteku-v-kazahstane/

pixel