jitsu gif
Провели подряд дней с нами
Кристина Кривцанова
Кристина Кривцанова
Выпускающий редактор

"Партнеры не поймут": Скляр объяснил, почему нельзя отменить утильсбор в Казахстане

Много машин на улице
Машины. Иллюстративное фото: roibu / Getty Images

Заместитель премьер-министра Роман Скляр в кулуарах Акорды рассказал, почему нельзя отменить в Казахстане утильсбор, передает корреспондент NUR.KZ.

Скляр напомнил, какой сегодня действует порядок.

"Производитель, когда завозит так называемый марш-комплект – автомобиль в разобранном виде – потом собирает его здесь, производит сварку, окраску. Вот во время ввоза этих комплектующих он заплатит, условно назовем, миллион тенге. Когда он собрал автомобиль и продал его, этот миллион тенге ему возвращается. В Экологическом кодексе фактически это является возвратом, написано почему-то "стимулирование автопроизводителей".

Люди, которые хотят очернить наше машиностроение, говорят другое слово – не "стимулирование", а "субсидирование". Но это ни то, ни другое – это фактически возврат. Но это требование именно экологического законодательства. То есть эти деньги выводятся из оборота машиностроительных компаний и перечисляются. Потом, когда считаем цифры, сколько же получил "Жасыл Даму" за утильсборы, – вот этот миллион, который многократно может гоняться: следующую машину привезли – опять миллион туда-сюда прогнали – получаются такие гигантские цифры", – пояснил он.

Скляр также рассказал, почему нельзя отменить этот сбор.

"Когда мы вступали в ВТО (Всемирная торговая организация - прим. ред.), нормы организации говорят о том, что мы снизили таможенную пошлину с 30 до 15%. Однако заместили ее этим утильсбором. Но он должен идти на экологические нужды, на другие мероприятия – он может быть потрачен на это.

Однако если мы отменим эту норму о прямом платеже, то это будет не совсем понятно для наших партнеров, и мы будем выглядеть так, будто нарушаем эти нормы, хотя это не так", – пояснил вице-премьер.

Споры вокруг утильсбора в Казахстане

Еще в октябре прошлого года авторам петиции "Народ РК против утильсбора и первичной регистрации" отказали в восстановлении процессуального срока на подачу иска. Как мы писали, авторы петиции считают, что введение утильсбора 8 лет назад привело к уничтожению конкуренции и, как следствие, к резкому росту цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику.

При этом с предложением снизить цены на утильсбор и первичную регистрацию авто выступали и депутаты мажилиса. Они отмечали, что автопарк страны стареет - высокие таможенные платежи при ввозе авто из других стран приводят к росту конечных цен для покупателя.

В марте 2024 года в Министерстве промышленности и строительства заявляли, что позиция ведомства в этом вопросе неизменна. По словам представителей ведомства, текущие меры направлены на улучшение конкурентоспособности отечественного производства, а также внутренней инфраструктуры по управлению отходами.

Первый вице-премьер Роман Скляр в своем интервью также высказывался о спорах вокруг утилизационного сбора в Казахстане. А экс-министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев назвал вопрос об отмене утильсбора закрытым.

В октябре прошлого года в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов заявили, что сейчас разрабатывается новая программа утилизации автомобилей и сельскохозяйственной техники. К участию в программе предлагают допускать любые субъекты предпринимательства, осуществляющие переработку черного металла, без монополии одного предприятия.

Эксклюзивный контент и новости только для вас! Подпишитесь на Telegram!

Подписаться

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

Instagram
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.