KZ

Предупредите родителей: как мошенники воруют деньги у пожилых казахстанцев

Опубликовано:

Женщина сидит за столом
Пенсионерка. Иллюстративное фото: freepik.com/shurkin_son

Казахстанцы в пенсионном возрасте входят в группу риска, так как злоумышленники могут применять в их отношении различные уловки. В итоге это может привести к потере денег и драгоценностей. О том, какие методы обмана они применяют, читайте в материале NUR.KZ.

За последние несколько лет мошенничество активно распространилось не только в Казахстане, но и в других странах.

А с развитием онлайн-услуг и цифровых технологий риск быть обманутым и потерять свои деньги резко возрос.

Особенно под угрозой оказались граждане пенсионного возраста. При этом уловки мошенников могут быть как дистанционными (с использованием телефона или Интернета), так и очными.

Как обманывают дистанционно

Одним из самых распространенных способов обмана остаются телефонные звонки. При этом может применяться несколько сценариев:

  • под видом сотрудника банка, госорганов или полиции – могут сообщить о том, что якобы некто взял кредит на их имя или что у них есть долги, за которые могут арестовать;
  • под видом родственников – могут притвориться родственниками и сообщить, что оказались в сложной ситуации, поэтому им нужны деньги;
  • под видом пенсионного фонда, лотереи или с объявлением новых льгот – могут предложить якобы надбавки к выплатам или призы, но для этого нужно назвать данные карты или отправить деньги;
  • ошибочный перевод денег – злоумышленники якобы случайно отправили деньги и просят их вернуть, но при этом воруют средства жертвы.

Также могут быть и другие уловки с использованием социальных сетей, поэтому важно предупредить пожилых граждан и научить их некоторым правилам безопасности.

Мошенник сидит за компьютером
Интернет-мошенник. Иллюстративное фото: freepik.com/master1305

Например, нельзя сообщать данные своей банковской карты третьим лицам, даже если они представились сотрудниками полиции, пенсионного фонда или банка.

А если звонит родственник с другого номера и просит помощи, то нужно бросить трубку и самостоятельно перезвонить этому человеку по его контактным данным. То же самое применимо к "сотрудникам банка" – нужно сказать, что сами обратитесь в банк и позвонить по телефону, указанному на сайте организации.

В случае "ошибочного перевода" денег нужно сначала проверить свой банковский счет. И если это реальная ошибка, то нужно обратиться в банк и сообщить, что на ваш счет поступил ошибочный перевод и вы не собираетесь использовать эти деньги в каких-либо целях.

Банк сам отменит операцию. А самостоятельно переводить деньги не следует даже при уговорах "отправителя" – вас могут вовлечь в мошенническую схему.

Как обманывают "в живую"

Помимо мошенничества по телефону или Интернету, все еще сохраняется угроза потери денег при живом общении со злоумышленниками. Обычно это происходит с пожилыми гражданами, которые проживают одни, или когда никого из членов семьи не оказалось дома.

Пенсионерка заглядывает в свой кошелек
Пенсионерка. Иллюстративное фото: freepik.com/bearfotos

Так, злоумышленники (обычно двое) могут прийти под видом проверяющих: якобы были жалобы на утечку газа или протечку труб. Также они могут зайти под видом проверки счетчиков.

И пока пенсионер разговаривает с одним из них, второй может обыскать жилье и забрать деньги или драгоценности.

Также мошенники могут предложить различные услуги (поставить фильтр для воды, детектор газа и так далее), но потребовать за них большую сумму денег.

Поэтому нужно предупредить пенсионеров, что при появлении незнакомых лиц, или если им предлагают что-либо на улице и в неизвестных организациях, нужно обязательно позвонить своим родственникам и сообщить об этом.

Заранее принятые меры могут помочь защитить их от обмана.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1998639-predupredite-roditeley-kak-moshenniki-voruyut-dengi-u-pozhilyh-kazahstantsev/