jitsu gif
Финансы

    Пользу и вред льготного автокредитования для казахстанцев назвали аналитики

    Калькулятор, деньги и ключи от машины
    Иллюстративное фото: freepik.com / snowing

    Программа льготного автокредитования должна помочь казахстанцам приобрести автомобили. Однако ее влияние на экономику также может оказаться негативным. Подробнее об этом читайте в материале NUR.KZ.

    Новая программа льготного автокредитования была открыта 16 мая 2022 года. Напомним, что казахстанцам предлагаются следующие условия:

    • процентная ставка – номинально от 4%, при этом годовая эффективная ставка вознаграждения начинается от 4,1%;
    • сумма займа – можно получить до 10 млн тенге, при этом сам автомобиль должен быть не дороже 15 млн тенге, а разницу между реальной ценой и кредитом должен покрыть сам покупатель;
    • срок займа – до 7 лет;
    • первоначальный взнос – от 0%.

    И хотя условия приобретения новой машины являются хорошими, данный инструмент может иметь некоторые негативные моменты.

    Машины стоят на стоянке
    Иллюстративное фото: welcomia / Getty Images

    Польза для казахстанцев

    С ростом базовой ставки Нацбанка до 14% кредиты в Казахстане стали дороже. Обычно это приводит к снижению уровня кредитования и росту банковских депозитов из-за увеличения их прибыльности.

    То есть теперь покупка автомобиля по обычному автокредиту может стать крайне невыгодной для покупателя, так как переплата окажется существенной.

    Как сообщаю аналитики Telegram-канала Tengenomika, на этом фоне льготный автокредит действительно помогает населению: "Потребитель получает деньги практически «бесплатно», а разницу между льготной ставкой и реальной рыночной ставкой коммерческих банков покрывается за счет государства".

    В то же время аналитики отмечают наличие негативного фактора.

    Негативный эффект для покупателей

    Разница между рыночной базовой ставкой в районе 14% и льготным автокредитом в 4% покрывается субсидиями. В результате уровень кредитования не снижается даже при высоких ставках центробанка.

    То есть государство за счет бюджетных денег создает дополнительный спрос на рынке, что зачастую приводит к росту цен. В итоге машины могут подорожать еще больше, становясь недоступными для населения.

    Так, ранее поступали сообщения о навязывании казахстанцам дополнительного оборудования в автосалонах.

    Передача ключей от машины
    Иллюстративное фото: freepik.com / senivpetro

    "Поэтому государство, подогревая спрос популистскими льготными программами, может создать на авторынке ситуацию, которая сейчас складывается на рынке жилья.

    Напомним, что на рынке жилья за счет льготных государственных программ и госбанка цены выросли двузначными темпами и становятся менее доступными для широкого слоя граждан, для которых изначально и создавались программы", – сообщают аналитики.

    Другими словами, в текущей ситуации казахстанцы могут на выгодных условиях приобрести автомобиль.

    Однако государство уходит в убыток, субсидируя покупку авто для населения, что может привести к росту цен на автомобили, затрагивая и вторичный рынок, считают аналитики.

    Напомним, что на реализацию программы планируется потратить 100 млрд тенге, при этом основной бюджет был сформирован из собранного утилизационного сбора “Оператором РОП”, а также пришедшему ему на смену “АО "Жасыл Даму", которое подотчетно Минэкологии.

    Узнавайте обо всем первыми

    Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

    Instagram
    Закладки
    Пока здесь пусто
    Используйте кнопку «
    » на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.