KZ

Можно ли вернуть деньги, переведенные на неизвестный счет мошенниками, в Казахстане

Женщина считает деньги
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Если у человека есть банковская карточка, то она может стать приманкой для мошенников. Как при этом обезопасить свои деньги и вернуть их в случае несанкционированного перевода, узнали журналисты Нурфин.

Мошенничество, при котором злоумышленники обманным путем заполучают данные карты и снимают деньги со счетов без ведома их владельца уже получило свое название – кардинг. А самих мошенников называю кардерами.

Подробнее о таком виде обмана рассказали специалисты проекта Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota.

Как данные карты могут попасть к кардерам

Кардеры ведут активную охоту на чужие банковские карты, вернее на их данные.

Если злоумышленники узнают полный номер карты, срок ее действия, трехзначный CVV-код с обратной стороны, то они смогут получить доступ к счетам своей жертвы.

По старинке заполучить эти данные они могут с помощью миниатюрного считывающего устройства, установленного на банкомате. Но банки постоянно повышают уровень безопасности, поэтому краж с использованием такого способа становится все меньше.

К слову данные карты могут быть скопированы или сфотографированы, если она хоть ненадолго попадет в чужие руки, например, официанту или кассиру.

Но чем меньше мы демонстрируем свои карты на людях в пользу онлайн-переводов и платежей с использованием смартфонов, тем больше новых способов выудить нужные данные придумывают мошенники.

Какие онлайн-методы используют кардеры

Что касается дистанционной атаки, то мошенники придумывают различные способы для получения данных платежных карточек и активно используют в этих целях современные технологии.

Кодовый замок лежит на банковских картах
Иллюстративное фото: Pixabay

Мошенники могут использовать фотоснимки карточек, которые по разным причинам были выложены их держателями или другими пользователями на различных сайтах.

Также они могут добыть более свежие данные с помощью фишингового сайта, к примеру, онлайн-магазина, где пользователи сами указывают полные реквизиты карты для покупки товара.

Такой процесс называется фишингом. То есть мошенники, как на рыбалке, выуживают данные карточек для их дальнейшего использования в противозаконных целях.

Злоумышленники для дистанционной атаки на держателя карты могут также применять различные вирусы, заражая таким образом компьютеры и гаджеты, проникая в веб-браузер для кражи паролей мобильных банковских приложений, номеров привязанных карт и другой личной информации.

Что делают кардеры, чтобы снять деньги

Получить доступ к личным данным держателя карты – это только половина дела. Не стоит забывать, что все операции в интернет-банкинге или банковском мобильном приложении зачастую нужно подтверждать кодами, отправленными на номер телефона владельца карты с помощью SMS.

Тут мошенники начинают применять вишинг – этот та же «ловля» нужных данных, но посредством телефонных звонков.

Например, представляясь банковскими сотрудниками, представителями службы безопасности банка, правоохранительных органов, к выбранной жертве могут позвонить злоумышленники и под разными предлогами попытаться заставить ее сообщить данные платежной карты и пришедшие коды.

Они могут сказать, что на счета владельца карты в настоящее время совершена хакерская атака, и для того, чтобы банк принял меры, нужно срочно продиктовать три цифры на оборотной стороне карты и код подтверждения из SMS-сообщения.

Мошенничество
Иллюстративное фото: Getty Images / Milan_Jovik

Мошенники, используя средства социальной инженерии, могут выудить эти данные и под другими предлогами - оформление пособий, компенсаций, возврат средств за авиабилеты, победа в розыгрыше и многое другое.

То есть действовать кардеры могут, как запугивая свою жертву, так и располагая ее к себе. Их главная цель – сбить с толку и вызвать сильные эмоции. Как известно, людьми в таком состоянии легче управлять.

Что делать, если уловки мошенников удались

Если кардерам удалось заполучить нужные данные, то нужно заблокировать карту, сообщив в банк о мошеннических действиях и сменить пароль в банковском мобильном приложении.

Если деньги были переведены мошенниками со счетов держателя карты в неизвестном направлении, то есть украдены, и без его ведома были совершены другие действия, например, оформлен кредит, то об этом нужно сообщить в правоохранительные органы.

С 2016 года в Казахстане действует Закон РК «О платежах и платежных системах», согласно которому, возврат средств при денежном переводе осуществляется в ряде случаев, один из которых – установление факта несанкционированности платежа, осуществляемого путем перевода денег.

То есть деньги должны вернуть, если будет доказано, что они были переведены без согласия держателя карты. Данный факт устанавливается после тщательного расследования, которое проводят банк и правоохранительные органы.

Возврат денег по несанкционированному платежу или переводу осуществляется банком бенефициара, то есть лица, в пользу которого осуществлялся платеж или перевод денег, посредством изъятия этих средств со счета, на который они были зачислены.

Причем согласия данного лица не требуется. И банк бенефициара осуществляет возврат средств не позднее следующего операционного дня со дня обнаружения данного факта за счет имеющихся денег на банковском счете принявшей перевод стороны.

Но лучше всего своих денег не лишаться. В этом держателям карт поможет бдительность, осторожность, интернет-гигиена и другие правила безопасности.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1942862-mozhno-li-vernut-dengi-perevedennye-na-neizvestnyy-schet-moshennikami-v-kazahstane/