KZ

Как защитить себя от новогодних уловок мошенников в Казахстане

Парень в новогодней шапке прячет лицо за веером из денег
Иллюстративное фото: freepik.com / stockking

Вишинг и фишинг - это виды мошенничества, которые особо распространены в праздничные дни в Казахстане. Подробнее о них узнаете в материале Нурфин.

В предновогодней суете активизируются мошенники, которые могут заманить своих жертв праздничными розыгрышами, акциями и распродажами. Они пользуются тем, что люди в эти дни намного чаще интересуются скидками, покупают много подарков и верят в новогоднее чудо.

Но праздничная эйфория не должна помешать распознать мошенников, поэтому специалисты проекта Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota призывают быть бдительными.

Фишинг

Слово «фишинг» с английского переводится, как «рыбалка». То есть с помощью данного вида мошенничества злоумышленники выуживают личную информацию своих жертв в интернете или вовсе «ловят их на крючок», обманным способом завладевая деньгами.

В качестве приманки мошенники могут использовать электронные письма или SMS-сообщения с привлекательной информацией, что у человека появилась возможность выиграть в конкурсе, купить технику и другие подарки с большой скидкой.

Для того, чтобы получить свой выигрыш, приз или скидку, жертве предлагается перейти по ссылке. Она может вести на какой-то новый неизвестный сайт или на двойника портала всем известной в Казахстане компании. Например, одного из казахстанских банков.

Далее пользователям предлагается ввести данные своей банковской карты для получения выигрыша, покупки товара со скидкой или перехода, например, в личный банковский кабинет.

Все это создано с целью получить полный номер банковской карты жертвы, CVV-код в виде трех цифр, отмеченный на обратной стороне карты, пароль от личного кабинета интернет-банкинга и другую информацию, которую мошенники могут использовать для доступа к счетам и карте ее держателя.

Мошенник стоит с чужим бумажником
Иллюстративное фото: freepik.com

В случае с созданными мошенниками интернет-магазинами, жертвы могут приобрести там какие-то товары по низкой цене, оплатить их, а доставку так и не получить. А сам сайт закроется на следующий день.

То есть, «наловив» достаточно денег от "клюнувших" на яркую рекламу и низкие цены жертв, мошенникам даже не нужно будет взламывать их счета.

Еще раз отметим, что мошенники могут создать:

  • Однодневные сайты с заниженными ценами, акциями и розыгрышами. При этом на нем, скорее всего, не будут указаны контакты компании и другая важная для потребителя информация.
  • Сайты-клоны крупных интернет-магазинов, банков и так далее. Здесь нужно посмотреть, нет ли ошибки в названии сайта.
  • Странички в социальных сетях, группы в мессенджерах и форумы с поддельными отзывами.

Вишинг

Вишинг – это вид телефонного мошенничества. Название также происходит от слова «фишинг», то есть рыбалка. Только мошенники «вылавливают» информацию из своих жертв при личном общении. То есть в процессе телефонного разговора.

Злоумышленники могут позвонить с номера телефона, который легко подделать, и представиться кем угодно. Их главная цель – вывести собеседника на эмоции. То есть обрадовать или напугать.

Мошенники могут позвонить под видом банковских менеджеров, сотрудников различных магазинов и компаний.

В предновогодние праздники они могут радостным голосом сообщить, что проводится какая-то акция, вы выиграли приз или деньги. И для получения выигрыша или участия в акции нужны данные банковской карты, пришедший на телефон цифровой код и другие личные данные.

Деньги лежат в новогоднем колпаке
Иллюстративное фото: pixabay.com

Пока жертва радуется и расспрашивает о подробностях, соучастники позвонившего злоумышленника заходят с помощью полученных данных в личный кабинет интернет-банкинга держателя карты и переводят деньги на сторонние счета.

Такое же преступление позвонившие могут совершить, напугав жертву хакерской атакой или взломом интернет-банкинга. Они просят срочно назвать им личные данные и пришедшие коды на телефон, чтобы быстро решить проблему.

После чего они на самом деле взламывают эти счета и воруют деньги.

При этом мошенники торопят свою жертву и не дают время на обдумывание и проверку информации.

Как уберечь себя от мошенников

Еще несколько советов от финансовых специалистов, как сохранить свои деньги:

  • Не поддавайтесь соблазну слишком низких цен и высоких скидок в сомнительных магазинах.
  • Не вводите свои личные данные и информацию с платежной карты на подозрительных или неизвестных интернет-ресурсах, особенно три цифры с обратной стороны. И не сообщайте их незнакомым людям.
  • Не вносите предоплату и оплату картой сомнительным продавцам.
  • Подключите к платежной карте сервис SMS-уведомлений о покупках и денежных переводах.
  • Не отключайте на платежной карте функцию 3D-Secure, которая присылает цифровые коды для подтверждения оплаты. И никому их не сообщайте.

Пользуйтесь только проверенными сайтами при онлайн-покупках и трезво оценивайте ситуацию – тогда вас трудно будет застать врасплох.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1890784-kak-zasitit-seba-ot-novogodnih-ulovok-mosennikov-v-kazahstane/