KZ

Снятие пенсионных накоплений: алматинец рассказал о своем опыте и некоторых нюансах

Мужчина держит в руках пачку денег
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Более двухсот тысяч казахстанцев уже изъяли деньги со своих пенсионных счетов на целевое использование. Один из них поделился с нами этим процессом - от подачи заявления, до достижения цели. Как оказалось, в нем есть много нюансов.

Алматинец Руслан (имя изменено) оформил ипотеку незадолго до старта приема заявок на изъятие пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий.

Он стал участником программы ипотечного кредитования «7-20-25», в рамках которой сумма займа составила 18 миллионов тенге, годовая эффективная процентная ставка – 7,2%, срок – 16 лет, а ежемесячный платеж – 156 тысяч тенге.

Подача заявки

Банк, в котором он оформил ипотеку, стал одним из уполномоченных операторов по изъятию части пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий.

Поэтому мужчина открыл в нем специальный счет и начал искать способ подать заявку на использование денег с пенсионного счета для частично досрочного погашения ипотеки.

Перед этим он прошел в свой личный кабинет на сайте Единого накопительного пенсионного фонда, в котором узнал доступную для изъятия сумму пенсионных накоплений.

Сверх порога достаточности там было чуть больше одного миллиона тенге, и мужчина решил использовать все доступные деньги.

Руслан: «Как подать заявку на использование пенсионных накоплений через интернет-ресурсы этого банка, я так и не понял. Обратившись в его отделение, мне порекомендовали сделать это на сайте enpf-otbasy.kz.

Я так и сделал, но в статусе заявки сразу же отобразилось, что у меня нет специального счета для зачисления единовременной пенсионной выплаты. Я его открыл в банке, где оформлена ипотека, а оказывается надо было в Отбасы банке открыть».

Сбор документов

В результате Руслан открыл специальный счет уже у другого уполномоченного оператора, и его заявка была отправлена на рассмотрение в ЕНПФ. Ровно через три дня деньги поступили на специальный счет и к заявке нужно было приложить сканированные варианты двух документов: договора банковского займа и справки из банка.

Заявка на пенсионную выплату находится на стадии рассмотрения
Документы, необходимые для использования пенсионных накоплений на погашение ипотеки. Снимок экрана: NUR.KZ

Руслан: «На этом этапе мы застряли на неделю. Насчет справки я позвонил в call-центр банка, где у меня ипотека, мне сказали, что ее можно оформить на сайте банка онлайн.

Я логично предположил, что это нужно сделать в личном кабинете, в который не мог войти: пароль от мобильного банкинга не подходил, а функции восстановления пароля не было.

Поэтому я поехал в отделение банка, где мне опять стали говорить про онлайн-оформление. Я объяснил, что не могу попасть в свой личный кабинет на сайте. На это мне ответили, что для этого не нужно авторизовываться, и объяснили, на какую страницу нужно пройти».

В результате Руслан вернулся домой и подал заявку на оформление необходимой справки от банка онлайн. Через пять календарных дней мужчине позвонили и попросили забрать документ в отделении банка.

Прикрепление документов

Собрав все документы, мужчина принялся прикладывать их к заявке. Справку от банка он достаточно быстро отсканировал и легко прикрепил.

Проблемы возникли с банковским договором, ведь он состоит из 14 страниц, которые нельзя разъединять. В результате получался слишком большой файл.

В заявке при этом было отмечено, что договор банковского займа нужно прикладывать, если в справке нет информации о цели ипотечного займа.

В выданной банком справке была вся необходимая информация, поэтому Руслан решил, что скан договора прикладывать не обязательно. Однако заявка не отправлялась без него на дальнейшее рассмотрение.

В результате мужчина отсканировал первые и последние страницы договора без типовых условий, отмеченных внутри, и приложил такой сокращенный скан.

Далее нужно было указать банк, в котором оформлена ипотека, номер договора банковского займа и снова отправить заявку.

Проверка документов

Руслан: «Через сутки после отправки документов мне пришел ответ, что в заявке некорректно отражен номер договора банковского займа. Ну как так? Я же этот номер из договора по буквам и символам переписал и проверил много раз.

Открываю справку, которую мне выдал банк, а там написан другой номер договора. Такой же номер у моего заявления в качестве залогодателя. В этот момент я уже сдался, поменял номер на данные из справки и снова отправил заявку».

Заявка на пенсионную выплату находится на стадии рассмотрения
Возврат заявки на изъятие пенсионных накоплений на доработку. Снимок экрана: NUR.KZ

На этот раз ответа по заявке не было в течение трех дней, по истечении которых пришло сообщение, что документы проверены, все верно и перевод денег в банк будет осуществлен в течение двух дней.

Достижение цели

Через один день в статусе заявки было отмечено, что она завершена и Руслан успешно использовал свою выплату. Однако от банка не было каких-либо сообщений, и в мобильном банкинге по кредиту не были замечены изменения.

Прежде чем снова обращаться в банк, мужчина решил подождать еще один день, который был отведен на перевод денег в банк, и уже вечером он увидел, что деньги поступили в счет кредита.

В результате на следующий месяц ежемесячный платеж по ипотеке был сокращен на 25 тысяч до 131 тысячи тенге, а последующие платежи были сокращены на 9 тысяч до 147 тысяч тенге.

Учитывая то, что сократился основной долг и проценты, которые будут на него начисляться, если мужчина будет оплачивать ипотеку все 16 лет по графику, то он сэкономит 1,7 миллиона тенге. Хотя ежемесячная оплата кредита сократилась менее чем на 10 тысяч тенге.

Руслан: «Я не ожидал, что будет такое незаметное сокращение объема платежей. Но, посчитав все, понял, что так и есть. Но это, в любом случае, экономия. В результате с момента подачи заявки до осуществления цели у меня ушло ровно 15 дней».

Пенсионные накопления, которые мужчина будет и дальше накапливать сверх порога достаточности, он планирует также тратить на частично досрочное погашение основного долга по ипотеке и уменьшение объема ежемесячных платежей.

Вы также можете рассказать нам свою историю, прислав ее на электронную почту или номер телефона редакции Нурфин: nurfin@corp.nur.kz и +7 775 812 69 30.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/pension/1908979-snyatie-pensionnyh-nakopleniy-almatinets-rasskazal-o-svoem-opyte-i-nekotoryh-nyuansah/