KZ

Аналитики: Неравенство в образовании уводит страны Центральной Азии в "ловушку нищеты"

Школьники сдают экзамены в аудитории
Иллюстративное фото: Uwe Anspach/Picture alliance/Getty Images

Исследование Всемирного Банка показало, что в странах с высоким уровнем неравенства в образовании население попадает в так называемую "ловушку нищеты". Казахстанские исследователи из PaperLab утверждают, что такая проблема присутствует в ряде стран Центральной Азии, а пандемия COVID-19 лишь усугубила ее, передает NUR.KZ.

По данным аналитиков, в Казахстане затраты на одного учащегося в интеллектуальных спецшколах в 6 раз превышают аналогичные затраты в обычных школах.

Школьники Кыргызстана, по тем же данным, дважды занимали последние места по показателям грамотности среди участвующих стран в PISA.

В Таджикистане после окончания начальной школы количество учащихся сокращается на 2-3%, а в Узбекистане лишь каждая шестая школа подключена к цифровой образовательной платформе.

"Это лишь немногие факты, демонстрирующие глубину неравного доступа к качественному среднему образованию в государствах Центральной Азии.

Пандемия COVID-19 и обусловленный ей переход на дистанционное образование усугубил проблему неравенства – особенно для детей и подростков из бедных или сельских районов", – подчеркивают специалисты.

Узбекистан по скорости мобильного интернета входит в последнюю десятку стран мира. По скорости фиксированной широкополосной связи республику опережают все соседи по региону (кроме Туркменистана).

Таджикистан не смог перейти к онлайн-обучению и полностью остановил образовательный процесс почти на четыре месяца. Как пишут аналитики, это решение было обусловлено недоступностью, дороговизной и низким качеством связи.

Две трети учителей в Кыргызстане весной 2020 года оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение. Педагоги сообщили, что вынуждены были самостоятельно покупать мобильные телефоны и оплачивать связь.

Специалисты указывают, что почти у 10% казахстанских школьников нет персональных компьютеров. Впервые гумпомощь, представленная Казахстану, включала в себя не только медицинские средства защиты, но также и лэптопы для учащихся.

Вместе с тем в каждой из республик – как правительства, так и общественность – с начала пандемии предпринимают усилия по ликвидации образовательного неравенства.

Так, национальный оператор связи Кыргызстана предложил учителям и учащимся специальный льготный тариф. В Узбекистане с помощью краудфандинга и средств Европейского банка развития запустили образовательную онлайн-платформу. В Таджикистане минобразования распространяет среди школ электронные курсы и материалы на жестких дисках. В Казахстане для школьников записали и показали по республиканским каналам более 6 тысяч телеуроков.

"Согласно исследованиям Всемирного Банка, страны с высоким уровнем неравенства в образовании показывают тенденцию к транслированию бедности из поколения в поколение ("ловушка нищеты")", – отмечают специалисты.

Отметим, что в 2020 году Всемирный банк прогнозировал рост масштабов крайней бедности – впервые более чем за 20 лет.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1897116-analitiki-neravenstvo-v-obrazovanii-uvodit-strany-centralnoj-azii-v-lovusku-nisety/