KZ

Как казахстанцам решить вопрос с проблемными долгами, рассказали в финрегуляторе

Женщина считает монеты
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Заемщики, которые имеют трудности с оплатой долгов, могут рассчитывать на защиту своих прав в качестве потребителей финансовых услуг. Подробнее о том, как и куда обращаться при проблемах с займами, читайте в материале NUR.KZ.

С октября 2021 года в Казахстане действует обязательный механизм урегулирования просроченной задолженности.

То есть банки и микрофинансовые (микрокредитные) организации должны способствовать решению возникших трудностей с оплатой займов у населения.

Об этом сообщает Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Куда обращаться заемщикам

Просрочка по кредиту может возникнуть по разным причинам: потеря дохода, неожиданные расходы на лечение и так далее.

В результате заемщик оказывается в ситуации, когда его долг перестает оплачиваться.

Как сообщает сайт финансового регулятора, в этом случае казахстанцы должны обратиться с письменным заявлением (или дистанционно) непосредственно к кредитору (банк или МФО).

При этом обязательно нужно указать:

  • полное имя заемщика и его ИИН;
  • контактные данные;
  • сведения о займе, который был оформлен у кредитора;
  • причины возникновения просрочки – при этом следует приложить подтверждающие документы, если они имеются (справка о болезни, увольнении и так далее).
Мужчина и женщина в офисной одежде
Иллюстративное фото: Freepik / master1305

В свою очередь, банк или МФО обязаны в течение 15 календарных дней провести анализ финансового и социального положения заемщика. Поэтому важно прикреплять подтверждающие документы о причинах просрочки.

В указанные сроки казахстанцам должны выдать ответ.

При согласии кредитора на реструктуризацию долга, банк или МФО должны внести изменения в договор о займе. Также должен быть разработан новый график платежей.

Следует помнить, что банки и МФО не могут повысить процентную ставку по уже выданным кредитам.

При реструктуризации они могут только снижать ее значение в пользу заемщика.

Обсуждение условий договора
Иллюстративное фото: Freepik

Если кредитор не помогает

Если не получается договориться с кредитором о взаимовыгодных условиях реструктуризации долга, то казахстанцы могут обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Далее финрегулятор осуществит документальную проверку кредитора на предмет нарушения прав заемщика.

Подать жалобу на действия банка или МФО можно через:

  • сайт eGov.kz – нужно в разделе "Электронные обращения" выбрать "Заказать услугу онлайн" и внести соответствующие данные с описанием ситуации и подтверждающими документами (если есть);
  • сервис eOtinish – в мобильном приложении eGov нужно выбрать сервис "Подать обращение" и функцию "Заявление", заполнить текст обращения;
  • почту – письмо в Агентство можно направить по адресу А15С9Т5, Алматы, мкр-н Коктем-3, дом 21;
  • управление региональных представителей финрегулятора.

Следует помнить, что это не амнистия займов.

Каждый казахстанец, оформивший кредит, должен осознавать свою ответственность по исполнению договора. При этом долг заемщикам не будет списан даже в случае смерти.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1945435-kak-kazahstantsam-reshit-vopros-s-problemnymi-dolgami-rasskazali-v-finregulyatore/