KZ

Как казахстанцам вести себя с коллекторами, рассказали эксперты

Опубликовано:

Женщина говорит по телефону
Иллюстративное фото: pxhere.com

Некоторые казахстанцы, взяв кредит, могут столкнуться с ситуацией, когда не будет возможности вернуть долги кредитору. При возникновении рассрочек, финансовая организация, которая выдала заем, может привлечь коллекторов. О том, как себя с ними вести, рассказали специалисты медиапортала FinGramota.

Оформляя кредит, казахстанцы должны понимать, что это не безвозмездная финансовая помощь, а деньги, которые нужно будет вернуть, как правило, вместе с вознаграждением. Иногда, по разным причинам, заемщик может попасть в ситуацию, когда не получается выплатить долг.

Обычно банки или другие финансовые организации, которые занимаются кредитованием, идут навстречу и предлагают разные варианты выплат, вплоть до рефинансирования кредита. Но иногда случаются ситуации, когда кредитор может привлечь коллекторов, то есть специалистов по возврату просроченной задолженности.

Рассказываем по порядку о том, что важно знать, если вы попали в такую ситуацию.

Какие у вас есть права

Деятельность коллекторских агентств регулируется Законом РК "О коллекторской деятельности". В нем определены как права, так и обязанности должников и коллекторов. Например, согласно закону, должник имеет право получить от кредитора сведения о коллекторском агентстве.

Любая такая организация должна пройти регистрацию и получить лицензию у финрегулятора. Ее наличие всегда можно проверить на официальном сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Помимо лицензии, вы имеете право знать о местонахождении коллекторского агентства, наличии у него своих персональных данных, размере и структуре задолженности. Также у вас есть право оспаривать требования коллекторов как полностью, так и частично. Можно это сделать как через суд, так и в досудебном порядке.

В заявлении нужно указать причину возникновения долга, предоставить достоверную информацию об образовании, уровне доходов и расходов, составе семьи, месте жительства, наличии имущества и иные сведения, которые может запросить кредитор.

После получения вашего заявления коллекторское агентство обязано передать его в банк или микрофинансовую организацию в течение 10 календарных дней.

Кредитор рассматривает предложенные вами условия изменения договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита в течение 15 календарных дней и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству:

  • о согласии;
  • о своих предложениях по изменению условий кредитного договора;
  • об отказе в изменении с указанием причин.

После вынесения решения коллекторы проинформируют вас о дальнейших действиях.

Вы также имеете право самостоятельно выбирать, каким образом контактировать с коллекторами. Это могут быть:

  • телефонные переговоры;
  • личные встречи;
  • письменные и почтовые уведомления;
  • текстовые или голосовые сообщения по телефону или интернету.

Стоит отметить, что коллекторы не имеют права звонить вам с чужих телефонных номеров. Любые звонки должны производиться лишь с тех номеров, что зарегистрированы официально и указаны в реестре финансового регулятора.

Во время взаимодействия с коллекторами вы также можете фиксировать весь процесс переговоров – посредством видео и аудиофиксации.

Мужчина держит в руках телефон
Иллюстративное фото: pexels.com

Если во время переговоров у вас возникнет спорный момент или конфликт, вы имеете право подать жалобу на коллекторское агентство. Сделать это можно на сайте Национальной палаты коллекторов Казахстана или же обратиться напрямую к финрегулятору.

Какие у вас есть обязанности

Помимо ваших прав, которые должны соблюдаться, у вас есть и обязанности, которые необходимо соблюдать.

Например, это касается информирования коллекторов о смене вашего места жительства, ваших фамилии и имени, о замене документов, истечении их срока действия или их утере.

Если у вас есть контактная информация или она изменилась, вы также обязаны предоставить ее коллекторам.

Важно помнить: скрываться от коллекторского агентства бесполезно. Если кредиторы не смогут выйти с вами на связь, они будут обращаться в суды и прибегать к услугам частных судебных исполнителей (ЧСИ).

Как правило, все может закончиться арестом вашего имущества и банковских счетов. После этого долг все равно придется возвращать, но к нему может добавиться еще и счет от ЧСИ.

Дело в том, что расходы должника будут включать сумму государственной пошлины и стоимость услуг ЧСИ – от 3% до 25%, в зависимости от суммы взыскания.

Молоток судьи, блокнот и ноутбук
Иллюстративное фото: freepik.com

Также вы обязаны по запросу коллекторского агентства:

  • раскрывать достоверную информацию об уровне доходов и расходов, месте жительства, наличии имущества, на которое в соответствии с казахстанским законодательством может быть обращено взыскание для погашения задолженности;
  • осуществлять взаимодействие по урегулированию задолженности с коллекторским агентством;
  • в течение 15 рабочих дней рассмотреть предложенные кредитором условия погашения задолженности и сообщить коллекторскому агентству либо кредитору условия, подходящие для вас.

Какие обязанности есть у коллекторского агентства

Во время переговоров важно помнить, что не только у вас есть права и обязанности – у коллекторского агентства они также есть.

Например, если вам звонит коллектор, то он обязан предоставить вам следующую информацию:

  • наименование коллекторского агентства;
  • номер учетной регистрации в реестре коллекторских агентств;
  • местонахождение коллекторского агентства;
  • свои фамилию, имя, отчество (если они указаны в документе, удостоверяющем личность) и должность;
  • наименование кредитора, который передал задолженность в работу коллекторскому агентству;
  • о структуре задолженности, остатке просроченных и текущих сумм основного долга, вознаграждения, комиссий, неустойки (штрафа, пени), предусмотренных кредитным договором;
  • о вашей ответственности и иных обязательствах, предусмотренных договором банковского займа или договором о предоставлении микрокредита, законами РК, а также последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих финансовых обязательств.

Кстати, если вы не имеете отношения к задолженности, но с вами связался коллектор, тогда можно просто попросить его не больше не звонить и убрать ваш номер из базы обзвона.

Также коллектор обязан предоставлять по вашему требованию документ, подтверждающий размер задолженности, и копии документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства по осуществлению своей деятельности в отношении задолженности, за исключением информации, относящейся к коммерческой или иной охраняемой законами РК тайне.

Что является тайной коллекторской деятельности:

  • любые сведения о должнике, кредиторе, задолженности, третьих лицах, связанных обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита;
  • информация об условиях заключенных договоров о взыскании задолженности и иные сведения, полученные и составленные коллекторским агентством при осуществлении своей деятельности.

Важно помнить, что тайна коллекторской деятельности в отношении вас может быть раскрыта только вам или третьему лицу с вашего письменного согласия.

Мужчина подписывает документы
Иллюстративное фото: pexels.com

Какие права есть у коллекторов

Помимо многочисленных обязанностей, у коллекторского агентства также есть права, которые должны соблюдаться.

Например, коллекторское агентство вправе:

  • осуществлять сбор информации, связанной с вашей задолженностью, в том числе получать у кредитора по заключенным договорам о взыскании задолженности документы (оригиналы и копии), разъяснения;
  • обратить взыскание в судебном порядке, если иное не предусмотрено законами или договором на заложенное имущество, являющееся обеспечением по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита;
  • взаимодействовать с вами или третьим лицом, связанным обязательствами с кредитором в рамках договора теми же способами, что и вы.

Причем здесь стоит отметить правила, которые должны соблюдаться во время телефонных звонков. Коллектор имеет право звонить вам на ваш телефон, но не более трех раз в будние дни с 08:00 до 21:00.

Это касается и личных встреч. Они могут проходить у вас дома, по месту вашей регистрации, либо в офисе коллекторского агентства, но не чаще трех раз в неделю и только в будние дни с 08:00 до 21:00.

Как видим, абсолютно весь процесс взаимодействия должника и коллектора регулируется законом. Важно помнить не только о своих обязанностях, но и о своих правах, которые никто не имеет права нарушать. Эти знания помогут защититься от недобросовестных взыскателей долгов и сэкономят вам деньги, время и нервы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/1979173-kak-kazahstantsam-vesti-sebya-s-kollektorami-rasskazali-eksperty/

Автор: Илья Манаев
Как казахстанцам вести себя с коллекторами, рассказали эксперты jitsu gif
jitsu gif