KZ

В каких случаях банк может заблокировать карту

Банковская карта в руках у женщины
Иллюстративное фото: pexels.com

Платежная карта - это инструмент пользования средствами с банковского счета. В каких случаях банк может заблокировать карту, то есть ограничить возможность использования лежащих на ней денег, и что при этом делать, узнали журналисты Нурфин.

Сегодня трудно представить жизнь без платежных карточек. Многие отвыкают носить наличные деньги, повсеместно расплачиваясь за товары и услуги «пластиком» или смартфонами.

Но при этом никто не может запретить нам взять денежные купюры из кошелька и расплатиться ими. А платежную карту могут заблокировать или арестовать банковский счет. В каких случаях это может произойти, нам рассказали специалисты проекта Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota.

Что такое блокирование карты

Отметим, что понятие «блокирование» в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платежных карточек. Это запрет на осуществление операций с их использованием, в том числе на оплату товаров и снятие наличных денег.

В законодательстве также нет отдельного понятия «карточный счет», а платежная карточка является инструментом, который дает доступ к обычному банковскому счету ее держателя.

Случаи, при которых банк, выпустивший карту, ее блокирует, зафиксированы в Правилах выпуска платежных карточек, а также требованиях к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Казахстана.

В них четко говорится, что банк блокирует карту:

  • при получении уведомления от ее держателя об утере, краже или несанкционированном использовании платежной карточки;
  • при неисполнении держателем договора о выдаче платежной карточки;
  • при несоблюдении внутреннего документа пользования платежной карточкой, предусмотренного договором между эмитентом и держателем.

Условия блокирования карты, в частности, порядок, способы и случаи направления уведомлений банком клиенту оговариваются в договоре о ее выпуске.

Мужчина снимает деньги в банкомате
Иллюстративное фото: NUR.KZ / Петр Карандашов

В каких случаях банк может заблокировать карту

  • Если несколько раз введен неправильный ПИН-код.

В банкоматах некоторых банков достаточно ввести ПИН-код неправильно три раза, и карта автоматически блокируется. Банки обычно сообщают клиентам об этом и предлагают обратиться за дополнительной информацией в их call-центр.

В таком случае необходимо обнулить счетчик ввода ПИН-кода в мобильном банковском приложении либо обратиться в call-центр банка.

  • Если транзакция для банка выглядит сомнительной.

С ростом безналичных платежей растет и число финансовых мошенничеств. Поэтому банки предпринимают все возможное, чтобы предотвратить мошеннические операции с карточкой.

Если операция, по мнению банка, выглядит сомнительной, банк может установить системные ограничения на отдельные виды транзакций по карте. Как результат – блокируются карточка и банковский счет, к которому она привязана.

Все это делается для защиты интересов и средств клиентов. После блокировки банк связывается с клиентом способом, оговоренным в договоре о выпуске карты. И если сомнения финансового института оправдаются, и это действительно мошенники пытались снять со счета клиента некую сумму, то блокирование остановит операцию.

При этом карточку банк заблокирует окончательно, придется ее потом просто перевыпустить.

Также отметим, что сотрудники банка не должны просить данные карты и коды из пришедших на телефон сообщений. Такую информацию выманивают только мошенники.

  • Если банк увидит признаки возможного нарушения закона о ПОД/ФТ

Здесь речь идет о Законе РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк блокирует карточку и счет, если считает что деньги, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена, к примеру, на финансирование терроризма. У банков есть свой перечень признаков таких операций, которым они руководствуются.

На столе лежат деньги, монеты и банковские карты
Иллюстративное фото: gettyimages.com / Yevgeniy Sambulov

В этом случае нужно обратиться в банк для выяснения обстоятельств, ведь иначе держатель карты может попасть в так называемый «черный список» клиентов, нарушающих закон о ПОД/ФТ, то есть ему будет присвоен критический уровень рисков.

Чтобы этого не произошло, достаточно предоставить банку разъяснения, какой платеж проводился и для чего.

В каких еще случаях банк может заблокировать карту и счет

Банк имеет право приостановить транзакции, а также наложить арест на деньги, находящиеся на банковском счете, на основании соответствующих решений государственных органов или должностных лиц.

Арест может быть наложен судами, судебными исполнителями на основании соответствующих актов и постановлений. К ним относятся решения по невыплате алиментов, неуплате налогов, долгов перед третьими лицами, штрафов и так далее.

Все клиенты банков имеют право получить разъяснения, почему произошли блокировка платежной карточки либо арест банковского счета.

Для этого нужно обратиться в банк, а в случае наличия сомнений в законности его действий можно обратиться за защитой своих прав и интересов в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Как быть с зарплатными карточками и картами для пособий и соцвыплат

В том числе банк может заблокировать и карточку, на которую клиент получает зарплату, потому что она идентична обычной платежной карте.

Но при этом никто не может арестовать специальный счет, предназначенный для зачисления государственных пособий, социальных выплат, алиментов или хранения образовательных накопительных вкладов.

Средства, находящиеся на спецсчете, также никто не может принудительно взыскать.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/1928364-v-kakih-sluchayah-bank-mozhet-zablokirovat-kartu/