Случается, что жертва оправдывает преступника. Так проявляется особая эмоциональная связь. NUR.KZ узнал у профильных специалистов, что провоцирует стокгольмский синдром и почему он так называется.
- Стокгольмский синдром — это психологическая реакция, при которой жертва развивает эмоциональную связь со своим похитителем или обидчиком, как объясняет Стефани Льюис, исполнительный директор центров здоровья Epiphany Wellness.
- Название синдрома происходит от реального случая ограбления банка в Стокгольме в 1973 году, когда заложники проявили симпатию к преступникам и даже защищали их после освобождения.
- Синдром возникает как механизм выживания в стрессовых ситуациях, но может быть преодолен с помощью профессиональной психологической помощи, восстановления связей с близкими и работы над собственной независимостью.
Жертва испытывает чувство симпатии к обидчику
Нормальная реакция жертвы на преступника — страх и ненависть. Но истории известны парадоксальные случаи, когда пострадавшие симпатизировали своим похитителям.
Что такое стокгольмский синдром? Стокгольмский синдром — это психологическая реакция, которая может возникнуть, когда кто-то оказывается в плену или подвергается насилию, в эксклюзивном комментарии NUR.KZ объясняет лицензированный клинический социальный работник, исполнительный директор центров здоровья Epiphany Wellness Стефани Льюис:
Вместо того чтобы рассматривать своего похитителя или обидчика исключительно как угрозу, человек развивает с ними эмоциональную связь. Эта связь может включать в себя чувства преданности, симпатии или даже привязанности.
Возникновение стокгольмского синдрома не ограничивается только экстремальными ситуациями похищения, отмечает эксперт по отношениям на платформе по вопросам психического здоровья Hack Spirit Тина Фей. Он может возникнуть в оскорбительных или манипулятивных отношениях, где динамика власти эмоционально загоняет человека в ловушку.
Такое случается в насильственных отношениях, когда человек физически или эмоционально оскорбляет своего партнера, но жертва продолжает оставаться с ним и развивает привязанность к своему обидчику, даже когда подвергается насилию, говорит лицензированный профессиональный консультант, онлайн-программы MFT магистр клинической и консультативной психологии Шенелла Карунаратне.
Название синдрому дали реальные события
Почему стокгольмский синдром так называется? Стокгольмский синдром получил свое название после попытки ограбления банка в Швеции в 1973 году. Захватчик Ян-Эрик Улссон взял в заложники четырех сотрудников банка и заперся с ними в денежном хранилище. Он требовал освобождения из тюрьмы его приятеля, три миллиона крон, оружие, бронежилеты и автомобиль. Полиция вела с ним переговоры 5 дней и доставила к нему заключенного друга.
В результате спасательной операции работников освободили, а похитителей задержали. Неожиданно выяснилось, что заложники поддерживают нарушителей. Они боялись погибнуть при штурме здания, а не от рук преступников. Во время судебного процесса заложники наняли захватчикам адвокатов и продолжали тепло общаться с ними, хотя из-за преступников им пришлось пережить весь этот ужас.
Еще одной жертвой стокгольмского синдрома стала 19-летняя Патриция Херст, которую в 1974 году в Калифорнии (США) похитили леворадикалы из Симбионистской армии освобождения (SLA). Они хотели обменять ее на своих единомышленников, которые сидели в тюрьме. После двух месяцев издевательств Патриция стала членом SLA, участвовала в ограблениях вместе со своими похитителями и была арестована.
Это наиболее резонансные события. Но на этом список подобных случаев не заканчивается.
Такую реакцию вызывает механизм выживания
Почему возникает стокгольмский синдром? Как это ни парадоксально, ситуация легко объяснима. Такая реакция развивается как способ справиться с подавляющим стрессом или опасностью, рассказывает Стефани Льюис:
Когда кто-то находится в опасной для жизни ситуации, его мозг фокусируется на выживании. Человеку кажется, что эмоциональная связь с захватчиком может уменьшить непосредственную угрозу или создать чувство безопасности.
Кроме снижения вероятности причинения вреда, есть и другие причины:
- Нормализация отношений с захватчиком. Это дает шанс на небольшие проявления доброты (например, получение еды), даже если общая ситуация пагубна.
- Зависимость и изоляция. Похититель — единственный источник стабильности, что способствует привязанности к нему.
Когда люди чувствуют себя бессильными, их мозг работает сверхурочно, чтобы найти безопасность и обрести хоть какой-то контроль над хаотической ситуацией, объясняет Тина Фей. Это механизм выживания. Он не логичен, но именно так мозг справляется с чрезвычайной опасностью, резюмирует Стефани Льюис.
Жертва оправдывает обидчика, сопротивляется спасению
Симптомы стокгольмского синдрома противоречивы. Стефани Льюис обращает внимание на такие признаки:
- Положительные чувства к своему похитителю или обидчику. Жертва воспринимает его как заботливого защитника, хотя на самом деле именно он источник вреда.
- Негативные чувства по отношению к тем, кто пытается помочь. Жертва может сопротивляться усилиям по спасению, не доверять правоохранительным органам, друзьям или семье.
- Рационализация или минимизация вреда. Жертвы оправдывают действия похитителя или обвиняют себя в сложившейся ситуации.
- Эмоциональная спутанность. Их захлестывают противоречивые эмоции, такие как привязанность или преданность, несмотря на пережитый страх или причиненный вред.
Эти симптомы часто сохраняются даже после окончания травматической ситуации. При самой мысли о расставании с обидчиком люди со стокгольмским синдромом испытывают чувство вины или страха, отмечает Тина Фей. Они часто изолируются от близких и даже принимают мировоззрение своего обидчика, чтобы поддерживать эмоциональную стабильность в отношениях. Все это затрудняет реинтеграцию в обычную жизнь, переживание травматического опыта.
От синдрома можно избавиться
Опасность стокгольмского синдрома в том, что он удерживает людей в ловушке пагубной среды, предупреждает Тина Фей:
Они могут игнорировать или оправдывать насилие, откладывать обращение за помощью, наносить вред своему психическому здоровью, считая нездоровые отношения нормой.
Стокгольмский синдром может быть эмоционально и психологически разрушительным, особенно если он мешает человеку распознать опасную ситуацию или избежать ее, подчеркивает Стефани Льюис. Без поддержки и психологической помощи последствия могут быть непредсказуемыми и долгосрочными.
Первое, без чего не обойтись, как считают эксперты, — это профессиональная помощь. Когнитивно-поведенческая терапия поможет осмыслить свой опыт и восстановить чувство собственного достоинства.
Кроме этого важно:
- Восстановить связь с семьей, друзьями, которые могут обеспечить эмоциональную поддержку.
- Чтобы уменьшить самоупреки и стыд, важно понять, что стокгольмский синдром — реакция на травму, а не личная неудача.
- Восстановить независимость и уверенность в себе, пусть и маленькими шагами.
Будьте терпеливы и добры к себе. На восстановление нужно время.
Стокгольмский синдром — решение, которое принимает мозг, когда нужно выжить в экстренной ситуации. Это не признак слабости. Заручившись грамотной поддержкой, пострадавшие могут восстановиться.
Психологическая травма возникает в результате стрессового события. Но она развивается не у всех, кто переживает стресс. О видах травм и способах их лечения рассказывают психологи.
Автомобильная авария, эпидемия и война разделяют жизнь на «до» и «после». У тех, кто уцелел в катастрофе, возникает гнетущее чувство вины. Какова причина появления синдрома выжившего и методы избавления от него? Читайте об этом в нашем материале.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1859974-stokgolmskij-sindrom-cto-eto-zarozdenie-primery/