Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Не только задавать сложные вопросы, а и уворачиваться от кулаков: как я работал журналистом криминальной хроники

Опубликовано:

Мужчина с фотоокамерой в руках
Мужчина смотрит в объектив камеры: Pexels

Бывший журналист криминальной хроники рассказывает, к чему стоит быть готовым, выбирая эту профессию. Что видят люди по ту сторону телеэкрана и с какими эмоциями и событиями сталкиваются?

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
close
Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
  • Бывший журналист криминальной хроники делится опытом работы в этой сфере, описывая сложности и опасности профессии.
  • Автор рассказывает о необходимых навыках для журналиста криминальной хроники, включая стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты и работать в экстремальных условиях.
  • В материале подчеркивается важность осознанного выбора этой профессии из-за ее опасности и эмоциональной нагрузки, связанной с постоянным столкновением с негативными событиями.
Свежая публикация по теме:
До и после: как профессия имидж-стилиста меняет жизни

Мы приводим историю автора, рассказанную от первого лица. Он пожелал остаться анонимным, но готов к общению с читателями и отвечает на вопросы в комментариях под никнеймом Oldman.

Материал содержит описания криминальных происшествий и может оказаться тяжелым для некоторых читателей. Не рекомендуем к прочтению людям с чувствительной психикой и маленьким детям.
Редакция не несет ответственности за точность или полноту информации, предоставленной автором.

Краткое объявление гласило: «Требуются журналисты». На тот момент я уже имел опубликованные материалы, порожденные моим «огненным пером» и вышедшие в свет в разных печатных СМИ. Интернет в Казахстане тогда был еще в состоянии эмбриона. Помню, как отвозил свои статьи на квадратной дискете в редакции, после чего оставалось получить гонорар.

Приехав по адресу, указанному в объявлении, увидел на дверях название очень известной в те времена телепрограммы, хроники криминальных и чрезвычайных происшествий. «Неужели я смогу здесь работать?» — мелькнула мысль, и я постучался в дверь. 

Собеседование проводил шеф-редактор. Он впоследствии стал одним из лучших шефов, с которыми мне доводилось работать. Его не смутило отсутствие у меня законченного высшего образования, он оценивал сотрудников не только по академическим показателям.

Не знаю, что его привлекло в моей «доброжелательной», изукрашенной шрамами физиономии, но результат собеседования гласил: «Вы приняты». Помнится, он пометил на резюме «Принять, задействовать в работе над спецпроектами». Стажировка свелась к ознакомлению с краткой инструкцией, на что обращать внимание, какие моменты обязательны для упоминания в материале.

Встречу с обнаженной реальностью выдерживает не каждый

Меня приняли на должность журналиста-редактора, он же старший съемочной группы, отвечающий за работу смены. Съемочная группа — водитель, оператор и журналист. Работали в три смены, сутки через двое.

От каждого человека в группе зависел конечный результат работы. Водитель должен был уметь доставить из точки А в точку Б максимально быстро, не создавая при этом аварийных ситуаций. Оператор должен быть готов к работе в экстремальных условиях — в горящем доме, в центре групповой драки, на проезжей части среди несущихся машин, в тесной комнатушке, где долго лежал труп и так далее.

От журналиста требовались как перечисленные выше навыки, так и задавать правильные вопросы, правильно держать микрофон, а порой и уворачиваться от кулаков и разных предметов, брошенных меткой рукой участников той или иной ситуации. Впрочем это касалось и оператора.

Съемочную группу этой телепрограммы часто вызывали полицейские на ДТП, для освещения каких-либо раскрытых дел и тому подобное. По истечении нескольких дней работы меня стало настораживать то, что при нашем появлении полицейские очень часто реагировали: «О, ... (звучало название телепрограммы), опять новенький! Ты, брат, сколько продержишься? День, два?». 

Чуть позже я узнал, что журналисты в этой программе менялись по принципу «неделька», чуть ли не каждый день новый сотрудник. Текучка была такая, что руководство порой не успевало запомнить имени журналиста. Поэтому формат программы не подразумевал присутствия журналиста в кадре: сегодня — один, завтра — другой.

Что же служило причиной такой частой сменяемости лиц? В общей сложности я отработал на поприще журналиста хроники происшествий около пяти лет и со временем понял, что выдавливает оттуда человека пусть даже с красным дипломом факультета журналистики, но не готового к встрече с обнаженной реальностью, не готового работать в условиях, исключающих церемонии репортажей со встреч министров, интервью в спокойной обстановке и прочих правил из методичек.

Журналист с фотокамерой и бейджами на месте происшествия
Журналист работает на месте происшествия: Unsplash/Matt Seymour

Быть мудрым и уметь улаживать конфликты — задачи журналиста криминальной хроники

Вот пример из практики. Звонок в редакцию — горит дом. Приезжаем, дом дымится под струями воды из пожарных шлангов, подавляя прорывающиеся местами языки пламени. Толпа зевак, должностных лиц и на фоне всего этого женщина, которая стонет, кричит, плачет, мечется. Выясняется, что где-то там, среди уже обугленных остатков дома, лежит ее маленький ребенок.

Конечно, в подобной ситуации к ней не подойдешь с микрофоном и камерой, не начнешь механически задавать дежурные вопросы. Несчастная мать, увидев журналистов, может начать их проклинать, ее истерика может получить еще больший накал с непредсказуемым концом. Надо иметь мудрость правильно отработать такую ситуацию.

Другой пример. Поступила информация о ДТП. Отмечу, что мы выезжали только на серьезные ДТП, с пострадавшими. Приезжаем на место, выясняется, что один водитель грубо нарушил ПДД и пострадали люди. Начинаем работать, тут же нас окружает группа поддержки виновника ДТП и в недвусмысленных непечатных выражениях, несущих явную угрозу, предлагает убраться восвояси, пока живы-здоровы.

Если на месте уже работает полиция, выйти из положения проще. Достаточно привлечь внимание стража порядка. Отдам должное полиции: всегда помогали угомонить агрессивных друзей и родственников виновника ЧП. 

Но часто бывало и так, что мы приезжали раньше полиции или они уже уехали, а накал еще не уменьшился. От журналиста порой требуется способность грамотно разрешить конфликт без поддержки силовиков. Так, чтобы не понести имущественный или физиономический урон и свою работу сделать.

Говоря о моей смене, ни разу не было такого, чтобы на кого-то из нас подняли руку. Видеокамеру ломали неоднократно, такое было. Причем камеру ломали всегда те, на кого предварительно возлагалась вина за произошедший несчастный случай. В таких случаях я пояснял: «Ну вот, теперь вдобавок к уже имеющимся проблемам вы создали себе дополнительные неприятности. Камера стоит несколько тысяч долларов, ремонт вам обойдется недешево». После этого я вызывал «102». 

Видеооператор снимает на улице
Мужчина с видеокамерой: Unsplash/Kenny Eliason

Особые профессиональные навыки — стрессоустойчивость и хладнокровие

Учитывая мое бурное прошлое, есть способность объясняться не только на языке Джека Лондона и Льва Толстого, но и на языке улиц. Главное — не позволять себе говорить лишнего, не давать повод тем, кто его ищет. Лучше дать возможность оппоненту сказать неосторожное слово, после чего остается только пояснить ему, что он оплошал и что он теперь в положении должника, поскольку сказанное слово нужно обосновывать.

Другими словами, в этой работе надо уметь провести 24 часа в атмосфере сплошного негатива, видеть и слышать человеческий плач, стоны, крики, порой буквально животный вой, когда сердце того, кто стоит и смотрит на то, что осталось от самого любимого человека, разрывается от осознания «это непоправимо, его больше никогда не будет». Когда ты приехал честно выполнить свою работу, а на тебя обрушиваются проклятия, угрозы, перед тобой размахивают ножами, битами, «розочками», и при этом ты должен сохранять холодный рассудок, обдумывать каждый свой шаг, каждое слово. Это если грамотно подходить к делу, стремиться работать профессионально.

В этой работе приходится не только лицезреть результаты преступлений воров, убийц, педофилов, пьяных водителей, бандитов, но и общаться с ними, уметь задавать им вопросы, понимать их, порой присыпанную жаргонными выражениями, речь. Очень важно адекватно оценивать ситуацию, например, вовремя чувствовать угрозу, просчитывать предполагаемую отработку сюжета заранее, еще до того, как выходишь из машины с журналистским бейджем в руке. Потому что неизвестно, как отреагируют люди. Те, кого эта ситуация касается непосредственным образом. Но это опять же, если подходить к работе вдумчиво, ответственно, памятуя о том, что тебя, водителя и оператора ждут дома целыми и невредимыми.

Расскажите нам свою историю!

Вы можете написать нам в WhatsApp или на почту.

Парни везли гранаты и заехали прямо на плац перед РОВД

Бывали по-настоящему жуткие случаи, очень редко из категории юмора, и то, скорее, черного. Например, полиция попыталась остановить машину с подозрительными парнями, те начали скрываться, несясь по улицам города, игнорируя все правила дорожного движения. Погоня, крики в полицейский рупор — и преследуемая машина сворачивает во дворы, несется переулками и, дрифтуя, выносится на плац перед РОВД, где в этот момент проходит построение полиции. В багажнике нашли гранату, биты, маски, ножи. Видимо, парни плохо знали город.

Наверное, не стоит подробно описывать несчастные случаи, чтобы не навевать на вас, многоуважаемые читатели, мрачные раздумья. 

Тяжелое осознание — последствие преступлений, совершенных под алкоголем

В этой работе я много видел тех, кто совершал воистину жестокие преступления, и видел их же уже с понурой головой, с трясущимися руками за решеткой в полиции. Геройскую пену, как правило, сдувает с человека, когда он, зная, что совершил преступление, стоит перед лицом неминуемой ответственности, перед кислой перспективой прожить несколько, а то и многие годы без свободы, за забором, обмотанным «егозой».

Особенно сильно это заметно, когда преступление совершается в нетрезвом состоянии. Под градусом, да еще в окружении таких же «лихих», «отважных» под алкоголем приятелей море по колено, горы по пояс, и вот в момент похмельного синдрома вместо столь необходимых 100 г спиртного, чтобы «подлататься», человек находит себя за решеткой в РОВД. Ему рассказывают, что он вчера натворил и что теперь за это будет. Это поистине тяжелое состояние — похмелье и перспектива лишиться свободы. 

Светосигнальное устройство на крыше полицейского автомобиля
Синий спецсигнал на полицейском авто: Unsplash/Max Fleischmann

Из всего своего бурного прошлого, личного и профессионального опыта я вынес такую философию: надо всегда следить за своей речью, предвидеть последствия своих поступков. Для этого не надо быть Соломоном, достаточно быть мудрым хотя бы на бытовом уровне. То есть, если человек лезет в заведомо смутное, неправое мероприятие, разве можно ожидать положительного результата, разве это сделает счастливее? 

Ну, достопочтенный читатель, подведем итоги. Если ты стремишься к работе журналиста, видишь свое будущее в этом, подумай хорошо о спецификации жанра, чтобы потом не жалеть о выборе. Ибо профессия журналиста относится к самым опасным профессиям, а работа журналиста хроники происшествий тем более.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/stories/2182632-ne-tolko-zadavat-slozhnye-voprosy-a-i-uvorachivatsya-ot-kulakov-kak-ya-rabotal-zhurnalistom-kriminalnoy-hroniki/