Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Операция по уничтожению людей: как нацисты казнили целый город в ходе Корюковской бойни

Опубликовано:

Солдаты идут на закате
Иллюстративное фото: pixabay.com

Корюковская бойня началась 1 марта 1943 года и продолжилась на следующий день. По разным данным, она унесла около 7 тысяч жизней. Подробности об этой трагедии, читайте в материале NUR.KZ.

Корюковка – это небольшой городок на севере Украины, недалеко от границ Беларуси и России. До войны здесь проживали 12 тысяч человек, работал процветающий сахарорафинадный завод и собственный театр.

Корюковский район был оккупирован за две недели до вхождения гитлеровцев в Киев. Это было 5 сентября 1941 года. Однако подготовка к развитию партизанского движения в районе началась еще в июле, а сам район считался одним из центров борьбы. Оккупационные войска развернули полномасштабные репрессии как против подпольщиков, так и против местного населения. В состав подразделения входили не только немецкие, но и венгерские войска, а также местные полицаи.

Отметим, что в декабре 1941 года были расстреляны 7 партизанских разведчиков. Через два месяца были замучены и убиты более 130 человек из числа родственников партизан и бывших партработников. А до этого оккупанты расправились с 300 местными евреями.

В марте 1942 года были сожжены два села – Елино и Мостки, а в августе – село Клюсы. Всего за эти операции были уничтожены более 420 человек. В феврале 1943 года нацисты сожгли еще три соседних села. Одиночные расстрелы и повешения были постоянными, но масштабные "акции" проводились после атак партизан.

После очередного рейда партизан оккупанты расстреляли 215 человек. Еще около 180 были взяты в заложники и помещены в местную тюрьму. Точнее, это были люди, обреченные на смерть. Следующая массовая расправа была намечена на 28 февраля. Среди них оказались два сына командира взвода партизанского соединения Феодосия Ступака. Узнав об этом, он обратился к заместителю командира соединения Николаю Попудренко с призывом-предложением провести операцию по освобождению заложников. Он поддержал идею.

Стоит отметить, что Черниговский сводный партизанский отряд возглавлял легендарный Алексей Федоров, который до войны занимал пост первого секретаря обкома. Он был известен не только как умелый организатор и талантливый командир, но и как разработчик тактики ведения войны в тылу врага. В то время он находился в Москве для координации дальнейших действий партизанских отрядов. До освобождения области было еще далеко, но все шло к этому. Отметим, что в своих воспоминаниях он рассказывает об успешных операциях своего отряда, но ни словом не упоминает о Корюковской трагедии.

Согласно радиограмме, отправленной 2 марта, 27 февраля группа партизан под командованием начальника штаба Рванова разгромила немецкий гарнизон на железнодорожной станции Корюковка. Были уничтожены 8 однотонных прицепов, 160 автомобильных шин, 2 гаража, 1 механическая мастерская и слесарная, 2 автомобильные лебедки, склад горючего с бензином, склад сена, пакгауз с картофелем, телефонная станция, склад с дровами и 1000 кубометров оборонных лесоматериалов. Также был взорван эшелон, приведена в негодность железнодорожная инфраструктура, разрушен деревянный мост и здание государственного банка. В качестве трофеев были захвачены 2 пулемета, 119 винтовок и 2 500 патронов.

По разным данным, потери среди венгерского гарнизона и немецких солдат составили несколько десятков человек. Феодосий Ступак был одним из тех, кого убили нападавшие у дверей тюрьмы. Несколько заложников также были убиты. Спасти удалось 97 человек, в том числе и Мишу, и Гришу Ступаков, которых позже самолетом отправили в Москву.

Оккупационные войска не забыли о своем обещании расстреливать по 100 мирных жителей за каждого убитого. С этой целью сюда были переведены наказанные. Сначала это были бойцы 105-й венгерской легкой дивизии. В операции также принимали участие члены зондеркоманды "4-а", солдаты из частей СС, местная "вспомогательная полиция" и русские казаки, перешедшие на сторону нацистов. В общей сложности их было от 300 до 500 человек. Известно, что за проведение карательной акции отвечал Бруно Франц Байер, начальник штаба 399-й зоны. Отметим, что он умер в 1961 году, но так и не был наказан за военные преступления.

Операция началась с полного окружения Корюковки рано утром 1 марта. Всех, кто пытался покинуть город, расстреливали без предупреждения. Всем жителям, в основном детям всех возрастов, женщинам и старикам, было приказано срочно собраться в нескольких общественных точках. Там их собирали в группы по 50-100 человек и расстреливали. Другие отряды карателей патрулировали город, расправляясь с теми, кто попадался им на пути или кого находили в сараях, погребах или на чердаках. Без предупреждения и каких-либо объяснений. Часть горожан, узнав о расправах, пыталась скрыться на окраине, полагая, что там можно переждать, как это было при прежних карательных операциях. Бывало, что там собирались целыми семьями по 30-40 человек. Нацисты забрасывали такие дома гранатами и сжигали.

Кровавая бойня продолжалась два дня. Но карателям этого показалось мало. Они приехали сюда спустя неделю, 9 марта, чтобы добить тех, кто успел спрятаться в первые дни, и тех, кто находился за пределами города. Особой жестокостью отличались коллаборационисты (казаки и полицаи) и венгерские солдаты, которые, как отмечается, "не проявляли особой храбрости в боях, но жестоко расправлялись с горожанами".

Как свидетельствует экспертиза областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Корюковке, за последние несколько дней оккупационные войска и их помощники-полицаи зверски убили не менее 6 700 человек, из которых удалось установить личности только 1 893. Во-первых, никого нельзя было опознать. Убивали целые семьи и целые улицы. Во-вторых, было много обгоревших трупов. В выводах судмедэкспертизы, проведенной спустя многие годы, можно найти страшные строки о том, что смерть была причинена "путем расстрела из автомата, расстрела из станкового пулемета, физического насилия тупым оружием с раздроблением костей черепа и позвоночного столба в шейной области, сжиганием живых людей".

Научный сотрудник Украинского института памяти Сергей Бутко в своем интервью ВВС подчеркнул, что, по данным института, число уничтоженных в Украине населенных пунктов с их жителями достигает 544. Для Франции, Чехии и других европейских стран, оккупированных нацистами, такой вид преступлений был эпизодическим. Для оккупированных во время войны территорий Украины, России, Беларуси это был характерный массовый вид преступления. С военной точки зрения это преступление было очень хорошо организовано.

По его мнению, пример с Корюковкой показывает, как слаженно работали каратели, насколько хорошо они выполняли свое черное дело.

"Были инструкции, было методическое обеспечение. Был опыт. Такая операция по уничтожению людей – своеобразная фабрика смерти", - подчеркивает историк.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2085521-operatsiya-po-unichtozheniyu-lyudey-kak-natsisty-kaznili-tselyy-gorod-v-hode-koryukovskoy-boyni/

pixel