KZ

Как обезопасить пенсионеров и студентов от действий телефонных мошенников в Казахстане

Опубликовано:

Мужчина держит в руках телефон
Иллюстративное фото: pexels.com

Учащающиеся случаи мошенничества с безналичными переводами и материальными средствами вновь обращают нас к этой теме. Наиболее уязвимыми становятся люди старшего поколения и молодежь. Как обезопасить их от телефонных аферистов, читайте в материале NUR.KZ.

Как сообщают специалисты Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка, мошенники чаще атакуют наиболее уязвимые группы населения.

Какие способы мошенничества существуют и как от них защититься

1. Перевод денег на "безопасный" счет

Злоумышленники звонят и представляются якобы работниками банка, сообщая клиенту, что с его банковской карты кто-то пытается вывести деньги. Поэтому срочно требуется перевести средства на безопасный счет. При этом они дают подробные инструкции, как это сделать.

Предлагают скачать приложение, чтобы перевести свою пенсию или стипендию. Если, к примеру, пожилой человек не умеет пользоваться интернетом или у него нет его в наличии, мошенники советуют незамедлительно перевести деньги через банкомат.

Важно отметить, что злоумышленники в такие моменты настроены очень решительно, они торопят и давят на потенциальную жертву эмоционально.

Рекомендации: такой разговор необходимо сразу прервать. Стоит самостоятельно позвонить в банк, номер телефона которого указан на оборотной стороне карточки.

Не выполняйте никаких инструкций:

  • не переводите деньги,
  • не устанавливайте сомнительные приложения
  • не переходите по ссылкам из SMS-сообщений лжесотрудников финансовых организаций,

Не сообщайте никому свои персональные данные и реквизиты карточки: CVC/CVV-код (трехзначный код, указанный на обороте платежной карты), коды подтверждения, ПИН-коды.

Настоящие банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не спрашивают эту информацию по телефону.

2. Оформление кредита

Опять же якобы сотрудники банка звонят и уточняют, подавал ли клиент заявку на оформление кредита на определенную сумму. Если он отказывается, то клиента начинают уверять в том, что кто-то пытается взять кредит от его имени.

Схема та же: требуют срочно предпринять меры, следуя инструкциям. Мошенники присылают ссылку на приложение, которое якобы может защитить персональные данные. После установки этого приложения на телефон потенциальной жертвы приходит SMS-сообщение или уведомление по электронной почте с кодом.

Лжесотрудник банка с прискорбием сообщает, что кредит уже оформлен. Но для защиты денег их можно перевести на другой счет, который назовет мошенник.

Рекомендации: позвонить или посетить отделение банка, в котором якобы оформлен кредит, и как можно скорее написать официальное заявление с просьбой разобраться в ситуации. Копию заявления с входящим номером необходимо оставить себе.

А также следует сообщить номер, с которого поступил звонок, службе безопасности банка и в правоохранительные органы.

3. Ошибочный перевод

Вдруг приходит SMS о зачислении определенной суммы денег на вашу банковскую карту. И после этого раздается звонок с неизвестного номера с сообщением об ошибочном переводе и просьбой вернуть деньги назад.

Как и во всех случаях, мошенники задействуют психологические приемы. Ну тут они не торопят и не настаивают, а «давят» на жалость. Рассказывают подробности своей жизни, о том, что потеряли работу и это были их последние деньги, или о том, что средства они переводили на лечение.

Но это всего лишь способ отвлечь и "усыпить" бдительность. Иногда злоумышленники даже предлагают жертве обмана оставить небольшую часть средств, так сказать «за беспокойство».

Мошенники могут указать ваш счет для получения оплаты якобы за продажу товара. Поэтому можно остаться не только без денег, но и с дополнительными проблемами. Ведь потенциальный покупатель, не получив товар, может обратиться в правоохранительные органы. А вы, как получатель денег, окажетесь первым подозреваемым.

Рекомендации: ни в коем случае самостоятельно не снимайте и не переводите ошибочно отправленные вам деньги обратно. Обратитесь в свой банк, где вам помогут разобраться с данным переводом.

Пачка тенге лежит на кошельке среди монет и банковских карт
Иллюстративное фото: Getty Images / Yevgeniy Sambulov

4. Звонок от лжеправоохранителей 

Мошенники могут представиться служителями закона и сообщить, что у вашего знакомого, друга или родственника неприятности. Частыми являются такие примеры, как: он сбил человека, находится в больнице, участвовал в терактах и т.д. Преступление должно выглядеть страшным, а последствия необратимыми. Как уверяют злоумышленники, решить эти проблемы поможет некая внушительная сумма.

Жертвами такого рода обмана чаще становятся пожилые люди, которые готовы отдать последние деньги, только бы выручить любимого человека. Интересный факт, что мошенники подгадывают момент, когда сам абонент, у которого якобы неприятности, обычно вне зоны доступа.

Рекомендации: начните задавать вопросы. К примеру, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый? Какую статью ему вменяют? Когда было совершено деяние? Предоставлена ли помощь адвоката, и как этого адвоката зовут?

Следует позвонить на горячую линию Министерства внутренних дел РК и в районное отделение полиции. Ни в коем случае не паникуйте, и тем более не передавайте и не переводите деньги на счета незнакомцев.

Информация для молодежи и людей пожилого возраста

  • Не нужно безоговорочно верить незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов.
  • Если звонящие обращаются к вам по имени и отчеству и знают ваш адрес проживания, это не означает, что эти люди являются официальными лицами. Эти данные можно получить разными способами, даже в интернете.
  • Обязательно спрашивайте ФИО и должность позвонившего сотрудника. Затем перезвоните на горячую линию или колл-центр организации, от чьего имени звонили.
  • Если звонит близкий человек с незнакомого номера и говорит, что попал в беду, просит перевести ему деньги, завершите разговор и перезвоните ему.
  • Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты своей банковской карты, срок действия карты, CVC/CVV-код, кодовое слово и остаток денежных средств.
  • Банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не спрашивают персональные данные по телефону. Обычно эти сведения нужны только мошенникам.

Напомним, что в стране опять активизировались организаторы финансовых пирамид, гарантирующие высокий доход и быстрый возврат вложенных средств.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1954370-kak-obezopasit-pensionerov-i-studentov-ot-deystviy-telefonnyh-moshennikov-v-kazahstane/