KZ

Пять ситуаций, когда казахстанцы могут стать жертвами мошенников

Мошенничество
Иллюстративное фото: gettyimages.com / Milan_Jovik

Казахстанцам не рекомендуется передавать данные своих документов и банковских карт третьим лицам. Но мошенники адаптируются под новые знания своих жертв и придумывают свежие уловки. О ситуациях, когда злоумышленники могут обмануть доверчивых граждан, читайте в материале Нурфин.

Главная цель мошенников – получить доступ к деньгам жертвы. Для этого они пользуются желанием людей заработать, растерянностью при использовании новых технологий, страхом потерять деньги и так далее.

Специалисты проекта Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК Fingramota описали пять ситуаций, когда казахстанцы могут попасться на уловки мошенников, и дали советы, что нужно делать в таких случаях.

Продажа в интернете

Если вы продаете что-то на различных сайтах объявлений, то вам могут позвонить лжепокупатели. Они пользуются желанием жертвы быстро и выгодно продать товар, заявляя, что готовы внести предоплату.

При этом мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета.

Когда продавец указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер жертвы якобы для активации перевода денег.

После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Пугаться каждого позвонившего покупателя в этом случае, конечно не стоит. Но нужно насторожиться, если для перевода предоплаты он просит слишком много личных данных. Обычно для этого достаточно номера карты или даже одного номера телефона.

Поэтому никогда не передавайте третьим лицам копии своих документов и данные карты, особенно имя держателя, срок действия и трехзначный номер на тыльной стороне карты.

Также будет полезно следить за SMS-оповещением мобильного банкинга. В случае проведения подозрительных операций, которые вы не совершали, нужно заблокировать карту в банковском приложении или через call-центр.

Покупка в интернете

Аккуратно нужно и совершать покупки в интернете. Мошенники могут создать клон популярного интернет-магазина или устроить якобы выгодную распродажу в Сети, чтобы жертвы ввели данные своей карты на фейковой странице, а злоумышленники ими завладели и получили доступ к деньгам.

Поэтому обязательно нужно обращать внимание на форму оплаты. В надежных интернет-магазинах она открывается в новом окне и имеет верификацию одной из платежных систем – VISA, MasterCard и так далее.

То есть, если ввести данные просят тут же на странице сайта, то это должно насторожить. Да и на сам сайт нужно обратить внимание. Если это популярный интернет-магазин, нужно проверить правильное написание его адреса. Фейковую страницу может выдать даже «дешевое» оформление.

Кодовый замок лежит на банковских картах
Иллюстративное фото: pixabay.com

Срочные сделки с недвижимостью

Отдельно рассмотрим объявления о продаже недвижимости или авто. Это одни из самых желаемых приобретений казахстанцев, на чем и пытаются заработать мошенники.

Они размещают на торговых или информационных площадках «горящее» объявление о продаже недвижимости либо транспортных средств по заниженной цене.

При этом лжепродавцы могут представиться работниками иностранных фирм и попросить отправить деньги на сторонние счета посредством международных переводов в качестве задатка или для подтверждения платежеспособности.

Когда покупатель осуществляет перевод, они просят продиктовать реквизиты перевода якобы для его проверки. После получения реквизитов мошенники осуществляют выплату перевода на свое имя.

Здесь нужно помнить, что все сделки по купле продаже авто и недвижимости совершаются официально у нотариуса или в ЦОНе. Даже в случае предоплаты создается документ о ее получении или пишется расписка.

Поэтому удаленно совершать такие сделки не рекомендуется.

Пропажа кошелька

Теперь рассмотрим достаточно банальную ситуацию – вы потеряли кошелек с карточками, его у вас его украли или вы просто забыли карточку в банкомате.

Если она попадет в руки мошенников, они могут и поменять привязанный к карте номер телефона, и оплатить с помощью нее крупные покупки, и зайти в мобильный банкинг владельца.

Поэтому после утери карточки нужно незамедлительно позвонить в call-центр банка или зайти в мобильный банкинг и заблокировать ее, пока картой не успели воспользоваться.

Если потерялся или украли мобильный телефон, то кроме банковских карт, нужно заблокировать номер телефона, чтобы мошенники не смогли получать коды подтверждения транзакций. Для этого нужно попросить у кого-нибудь телефон и позвонить в call-центр мобильного оператора.

Звонки от мошенников

Ну и о пятом случае мы уже вам рассказывали – это звонки якобы от банковских сотрудников, которые пугают подозрительной активностью на счетах жертвы и просят огласить данные карты и пришедшие на телефон цифровые коды для проверки данных.

При этом мошенники оказывают постоянное психологическое давление, говоря, что в случае, если не предоставить им данные, все деньги будут моментально потеряны.

Нужно помнить, что сотрудники банков никогда не звонят клиенту первыми и не требуют предоставить им данные карты, содержание пришедших сообщений и так далее.

Поэтому в случае таких звонков не надо оглашать никакую конфиденциальную информацию, а лучше сразу прервать разговор и самостоятельно перезвонить в call-центр банка.

И помните, что лучше перестраховаться, чем потерять свои деньги.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1902475-pyat-situatsiy-kogda-kazahstantsy-mogut-stat-zhertvami-moshennikov/