Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Нет врачей и заполнена запись: как на самом деле должна работать система ОСМС в Казахстане

Опубликовано:

Пациент на приеме у доктора
Иллюстративное фото: Getty Images / Inside Creative House

Достаточно часто казахстанские пациенты сталкиваются с тем, что в поликлинике по месту прикрепления нет нужных врачей или запись к ним заполнена на долгое время вперед. Что в таких случаях делать пациентам и сотрудникам поликлиники, узнали журналисты Нурфин.

Болезнь, к сожалению, нельзя отложить или отменить, поэтому попасть к врачу, как правило, необходимо в короткие сроки.

Граждане, застрахованные в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), должны бесплатно получить большинство медицинских услуг в поликлинике по месту прикрепления, которая является поставщиком Фонда медицинского страхования (ФМС).

Лечение оплачивается за счет ФМС, куда с зарплат наемных работников, обязательных платежей самозанятых и за счет оплаты государства за представителей льготных категорий перечисляются взносы на ОСМС.

Теперь рассмотрим несколько случаев, когда права пациентов нарушаются. В Фонде медицинского страхования рассказали, как в таких случаях должна работать система ОСМС.

  • В поликлинике нет нужного врача

Поставщик Фонда медицинского страхования при заключении договора с ФМС на оказание тех или иных медицинских услуг берет на себя обязательства предоставлять их в полном объеме.

Поставщиками ФМС являются поликлиники, к которым прикреплены граждане, государственные больницы, некоторые частные клиники и другие медицинские организации.

Таким образом, если при обращении пациента в поликлинику не оказалось нужного специалиста или оборудования, то он должен быть направлен в другую медицинскую организацию, которая также является поставщиком Фонда медицинского страхования.

То есть, если у поставщика нет возможности самостоятельно оказывать медицинские услуги, то он обязан привлечь соисполнителя. Услуги в таком случае также оказываются бесплатно.

  • Запись к специалистам постоянно заполнена

То же самое правило действует, если запись к нужному врачу заполнена на долгое время вперед. То есть в таком случае пациент должен быть направлен в другую медицинскую организацию.

Медицинские инструменты лежат с калькулятором и деньгами
Иллюстративное фото: Getty Images / Rapeepong Puttakumwong

В целом, пациент должен ждать оказание клинико-диагностической услуги не более 10 дней при плановом обследовании. А при остром и неотложном состоянии ему должны оказать медицинскую помощь незамедлительно.

  • Можно ли бесплатно сдать анализы

Система ОСМС покрывает достаточно большой список лабораторных анализов и диагностических исследований, которые пациент может пройти бесплатно. В том числе диагностика на содержание витаминов, УЗИ и так далее.

Но для проведения анализа или исследования должны быть показания. То есть сначала нужно обратиться к участковому врачу, который оценит необходимость диагностики, выдаст направление на ее проведение или направит к профильному специалисту.

Также напомним, что представители льготных категорий могут бесплатно получить услуги стоматолога.

  • Могут ли в поликлинике отправить на платное обследование

Платные медицинские услуги могут оказываться медицинской организацией на договорной основе и по инициативе самих граждан, в том числе без направления специалистов.

Но поликлиникам, которые оказывают услуги в рамках обязательного социального медицинского страхования и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), запрещается предоставление на платной основе медицинских услуг, которые положены пациенту по показаниям и входят ГОБМП или ОСМС.

Медицинскую организацию за это нарушение могут привлечь к административной ответственности по 424 статье Административного кодекса РК «Незаконная медицинская и (или) фармацевтическая деятельность» и назначить ей штраф в размере до 400 МРП или 1 166 800 тенге в текущем году.

Если права пациента нарушаются или возникли другие вопросы, связанные с получением медицинской помощи, то можно обратиться в Службу поддержки пациента в своей поликлинике.

А если разрешить ситуацию на месте не удалось, то можно подать обращение в Фонд медицинского страхования, который проводит постоянный мониторинг деятельности медицинских организаций.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/insurance/1935371-net-vrachey-i-zapolnena-zapis-kak-na-samom-dele-dolzhna-rabotat-sistema-osms-v-kazahstane/