
Министерство энергетики Казахстана планирует признать утратившими силу ряд приказов, касающихся установления предельных цен на бензин и дизель. Подробности читайте в материале NUR.KZ.
На розничную реализацию некоторых нефтепродуктов в Казахстане на данный момент государством установлены предельные цены, которые автозаправочные станции (АЗС) страны не должны превышать.
В частности, бензин марки АИ-92 при предъявлении водительского удостоверения (до 100 литров в сутки), а также водительского удостоверения вместе со свидетельством о регистрации транспортного средства (до 300 литров в сутки), выданных в Казахстане, должен стоить не дороже 205 тенге за литр, а летнее и межсезонное дизельное топливо – 295 тенге.
Для остальных водителей и при превышении указанных объемов предельные цены на данные виды топлива составляют 245 и 315 тенге за литр соответственно.
Но относительно дешевое топливо могут массово вывозить водители из соседних стран.
В том числе в связи с этим Министерство энергетики Республики Казахстан решило признать утратившими силу некоторые приказы о государственном регулировании цен на нефтепродукты. Проект постановления об этом был опубликован на портале "Открытые НПА".
"На сегодняшний день цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане остаются одними из самых низких в мире. Это приводит к значительному ценовому разрыву, в том числе с соседними странами.
К примеру, в Казахстане цена бензина АИ-92 за литр составляет 205 тенге, в Российской Федерации – 288 тенге, в Кыргызстане – 385 тенге, в Узбекистане – 489 тенге. Дизельное топливо в Казахстане стоит 295 тенге за литр, в Российской Федерации – 355 тенге, в Кыргызстане – 427 тенге, в Узбекистане – 528 тенге.
Таким образом, разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем", – сообщили в Минэнерго.
В связи с этим Министерство энергетики переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций.
Ключевыми принципами данной политики Минэнерго называет плавность и предсказуемость любых изменений. При этом для защиты интересов граждан в ведомстве обещают продолжить оказание мер социальной поддержки, а сельхозпроизводители получат гарантированный доступ к дизельному топливу по прозрачным схемам и приемлемым ценам.
Публичное обсуждение проекта о признании утратившими силу некоторых приказов об установлении предельных розничных цен на нефтепродукты продлится до 22 января 2025 года.
Напомним, что в Казахстане при этом не регулируется стоимость бензина марок АИ-95 и АИ-98, то есть АЗС устанавливают цены по своему усмотрению. В связи с этим данное топливо периодически неожиданно дорожает.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/2212593-predelnye-ceny-na-benzin-i-dizel-hotyat-otmenit-v-kazahstane/