KZ

Чем грозит жесткое ограничение цен на продукты питания в Казахстане

Девушка стоит с продуктовой корзиной рядом с полкой в супермаркете
Иллюстративное фото: Jackyenjoyphotography / Getty Images

Кризис, связанный с мировой пандемией, отразился на стоимости продуктов питания. При этом попытки решить этот вопрос могут привести к дефициту наиболее востребованных товаров. О том, как регулируются цены и как это отражается на предпринимательстве, читайте в материале Нурфин.

Социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) – это те продукты, которые являются наиболее востребованными для обеспечения жизнедеятельности населения.

В их перечень входит около 19 продуктов питания.

Поэтому в периоды сложных экономических и социальных потрясений правительство стремится урегулировать вопрос ценообразования на эти продукты.

Например, в 2020 году во время режима ЧП были установлены предельные цены на некоторые товары.

Однако подобные меры могут негативно отразиться на деятельности предпринимательства. А по-настоящему эффективные меры должны приниматься с учетом рыночных механизмов.

Об этом на своей странице в социальных сетях сообщил Рустам Журсунов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Костяшки домино
Иллюстративное фото: freepik.com

Последствия жесткого ограничения цен

По словам Уполномоченного по защите прав предпринимателей, попытка урегулировать цены с помощью ограничений может привести к дефициту товаров.

То есть слишком жесткие меры по ограничению цен могут сделать недоступными социально значимые продовольственные товары.

Предприниматели просто могут отказаться от продажи таких товаров, так как наценка будет почти нулевой или даже отрицательной. Поэтому продажа этих продуктов либо прекратится, либо они будут заменены на марки более низкого качества.

Подобный пример случился в 2020 году, когда предприниматели были вынуждены продавать товары похуже.

За нарушение правил предельных цен бизнес несет строгое административное наказание – 100 МРП или 291 700 тенге. А повторное нарушение удвоит размер штрафа.

При этом меры, принимаемые относительно торговых сетей, могут оказаться неэффективными из-за особенностей сферы розничной торговли в Казахстане.

Например, в наиболее развитых странах торговые сети занимают примерно 80% от всего розничного рынка.

Так, доля торговых сетей равна:

  • в России – 69% рынка,
  • в Беларуси – 61% от объема розничной торговли,
  • в Корее и Франции – по 81%,
  • в Австрии – 86% занимают торговые сети.

А в Казахстане этот уровень достигает 31%. То есть, большая часть розничной торговли приходится на отдельные маленькие магазины, которые сложнее контролировать.

"Поэтому государство своими мерами предоставляет неконкурентные преимущества для неконтролируемой розницы, где соблюдение предельных цен на СЗПТ, по сути, невозможно", – считает Рустам Журсунов.

Мужчина рисует график маркером
Иллюстративное фото: freepik.com

Как необходимо решать вопрос

По мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей, регулировка цен должна проводиться за счет рыночных механизмов.

При этом меры по привлечению розничного бизнеса к административной ответственности он считает неправильными.

А для достижения этих целей Уполномоченный по защите прав предпринимателей предлагает использоваться антимонопольные органы.

"Сети супермаркетов сами заинтересованы в низких ценах на СЗПТ и самостоятельно проводят работу с контрагентами по недопущению необоснованного роста цен данной категории товаров.

Поэтому важно выработать подход по внедрению ими инструментов антимонопольного комплаенса с использованием доработанного механизма мониторинга цен", – отмечает Рустам Журсунов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1910558-chem-grozit-zhestkoe-ogranichenie-tsen-na-produkty-pitaniya-v-kazahstane/