KZ

Скручивание пробега на авто: как этот вопрос регулируется в Казахстане и мире

Полицейский выписывает штраф
Фото: NUR.KZ/Юлия Абрамова

Покупка подержанного авто сопровождается рисками для покупателя. Продавцы могут предложить уже долго эксплуатируемый автомобиль по цене более свежего. О том, как регулируется вопрос контроля за рынком подержанных машин, читайте в материале Нурфин.

Согласно статистическим данным, за первую половину 2020 года 65% от общего автопарка страны составляли транспортные средства, чей возраст превышает 10 лет.

То есть это 2 537 083 единицы авто, что является подавляющим большинством среди зарегистрированных в Казахстане автомобилей. Это указывает на то, что в стране преобладает рынок подержанных машин.

При этом покупка такого автомобиля является сделкой с определенным риском. Например, можно столкнуться со случаями так называемого "скручивания пробега".

Зачем скручивают пробег

Скручивая пробег в одометре автомобиля, продавцы снижают число километров, которые были преодолены транспортным средством. Это делается с одной целью – увеличить рыночную стоимость машины и получить больше прибыли.

Например, авто стоимостью в 3 млн тенге и пробегом в 800 тыс. километров может быть продано дороже, если автовладелец "скрутит" километраж. Конечно, при этом на стоимость авто влияют и другие параметры.

Однако в случае скрученного пробега часто страдает покупатель, так как авто может оказаться с сильно изношенными узлами.

А это может привести к большим денежным вложениям или даже к аварийным ситуациям. При этом покупатель мог бы за ту же сумму приобрести более "свежий" вариант.

В Казахстане данный вопрос не имеет механизмов строгого контроля. В то же время с подобными махинациями на рынке подержанных машин в некоторых странах ведут настоящую войну.

Мужчина держит игрушечную машину
Иллюстративное фото: wirestock / freepik.com

Штрафы за скручивание пробега в других странах

В Евросоюзе вопрос махинаций с показателями одометра строго регулируется законом.

Так, согласно информации Postimees, с 2018 года в странах Евросоюза за скрученный пробег продавцу может грозить штраф, конфискация и даже уголовное наказание, в зависимости от конкретной страны.

При этом запрещается скручивать километраж даже в случае продажи машины за границу.

В США скручивание пробега уголовно наказуемо. Согласно сообщению Федерального транспортного департамента, автовладельцы обязаны вносить данные о пробеге автомобиля и предоставлять их покупателю.

При этом пробег учитывается в течение первых 10 лет после первичной регистрации для авто до 2011 года выпуска. А если машина выпущена позже, то данные о пробеге будут заноситься в базу в течение 20 лет.

В будущем ситуация может измениться в положительную сторону для Казахстана с введением электронного паспорта для транспортных средств.

Полицейский проверяет документы
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Электронный паспорт автомобилей в Казахстане

С 1 января 2021 года в Казахстане введены электронные паспорта для транспортных средств, сообщают в egov.kz.

Они обязательны для новых и ввозимых автомобилей. Владельцы подержанных авто могут оформить данный документ по собственному желанию.

Цифровизация данных транспортных средств дает возможность отслеживать его жизненный цикл не только в нашей стране, но и на территории Евразийского экономического союза.

Электронные паспорта будут содержать информацию:

  • о техническом описании транспортного средства,
  • о собственнике, регистрационных действиях,
  • об ограничениях и обременениях, об уплатах утильсбора, о таможенных ограничениях и таможенной очистке,
  • сведения о дорожно-транспортных происшествиях, о прохождении технического осмотра.

В сообщении указывается, что данная мера поможет сократить случаи мошенничества при продаже подержанных машин. Однако о контроле махинаций со скручиванием пробега в сообщении не указывается.

При этом подобные технологии в России уже пытаются использовать для контроля данных о пробеге подержанных машин. Поэтому в перспективе может быть затронут вопрос о запрете на скручивание пробега авто.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1909168-skruchivanie-probega-na-avto-kak-etot-vopros-reguliruetsya-v-kazahstane-i-mire/