Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Саясат Нурбек: Необходима массовая программа снижения цифрового неравенства

Опубликовано:

На третьем заседании Национального совета общественного доверия, руководитель BTS Education Саясат Нурбек обратился к президенту с призывом сменить ключевой приоритет государственной политики на образование и компетенции населения.

Саясат Нурбек: Необходима массовая программа снижения цифрового неравенства
Фото: Акорда: UGC

Об этом он написал на своей странице в facebook.

Ключевая мысль – рост национального самосознания с упором на образование. Образование должно стать Национальной идеей:

• Образование в течение всей жизни

• Равенство и отказ от дифференциации

• Подготовка квалифицированных учителей

• Образование, ориентированное на результат

1. Национальный форсайт образовательной среды

Ближайшее десятилетие станет эпохой самых радикальных перемен в образовании — возможно, с момента, когда начали создаваться национальные образовательные системы в 18-19 вв.

Существующая т.н. “индустриальная” образовательная система состоит из отдельных закрытых элементов (школа, колледж, университет), которые минимальным образом связаны друг с другом, но при этом предлагают стандартизированную образовательную программу. Сейчас образование трансформируется в связную экосистему, в которой будут сосуществовать разнообразные образовательные элементы, от крупных хабов до маленьких центров. Она также может включать онлайн-курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, массовые игры и множество других образовательных форматов.

Эти процессы ускорили новый виток глобального экономического кризиса. Мир оказался не готов к очередной пандемии коронавируса, в том числе и система образования по всему миру.

В мировой практике, для формирования основы долгосрочной политики широко используются форсайты. Такие страны, как Япония, Финляндия, Южная Корея, Сингапур и Великобритания во многом обязаны текущему состоянию благодаря проведению общенациональных форсайтов не реже одного раза в 3-5 лет.

С целью определения развития образовательной модели Казахстана на следующие 10-15 лет, необходимо проведение Национального форсайта развития образовательной среды и науки и транслировать этот опыт на другие сектора экономики.

2. Система массового обучения цифровой грамотности

Согласно данным BCG за 2017 год, 50% экономически активного населения страны имеет низкий уровень квалификации. Это люди, которые выполняют механические, повторяющиеся типовые задачи, преимущественно физический труд. 39% имеют средний уровень квалификации, которые выполняют техническую, рутинную работу в рамках предписанных правил и инструкций. Такие, как слесари, бухгалтеры, медсестры, офисные администраторы. И только 11% занимаются высококвалифицированным интеллектуальным трудом (преподаватели, врачи, ученые, инженеры, руководители).

Таким образом, рынок труда Казахстана представлен, в основном, низкоквалифицированной рабочей силой, что ставит страну перед лицом угрозы серьезного экономического и технологического отставания.

Необходима массовая программа снижения цифрового неравенства.

3. Дошкольное и среднее образование

Во-первых, единственным социальным институтом, через который проходят почти все граждане страны является система дошкольного и среднего образования.

Нужно лицензирование дошкольных организаций. Это повысит качество предоставляемых услуг и регулировать рынок.

Министерству образования и науки необходимо разработать полноценную модель дошкольного развития с учетом результатов сопоставительных исследований в области ДВО (UNICEF, UNESCO, OECD, World Bank, Europe-2020, ECES, SABER).

Во-вторых, необходимо разработать образовательную онлайн платформу для школьников и студентов Казахстана, которая будет включать в себя все основные функции ведения учебного процесса: оценивание знаний и навыков, учебный материал и его наглядность, практика заданий и концептов, коммуникация между участниками процесса (учитель, ученик, родитель), структурирование и организация учебного процесса.

Таким образом у Казахстана должна появиться платформа для ведения полноценного онлайн образования, а не дополнительных инструментов к текущей системе образования.

В-третьих, одной из острых проблем системы образования и рынка труда в Казахстане является недостаточная эффективность системы профессиональной ориентации учащихся школ. Как результат мы получаем системные перекосы рынка труда, дефицит одних и профицит определенных специалистов, депрофессионализацию и растущий сегмент низкоквалифицированной рабочей силы.

Таким образом, необходима система профессиональной ориентации, опирающаяся не только на текущие количественные потребности в кадрах, но также учитывающая будущие качественные потребности в перспективе 10-15 лет.

Именно в этой связи, на основании Указа от 19 июня 2019 г. №27 (п.39), в данный момент реализуется национальный проект «Атлас новых профессий и компетенций, востребованных на рынке труда». Атлас – это прогнозная карта перспективных отраслей и профессий на ближайшие 10–15 лет. Он поможет нам понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Министерству образования и науки необходимо провести целенаправленную работу по полноценной интеграции Атласа новых профессий как единой платформы системы профессиональной ориентации в среднем образовании.

4. Техническое и профессиональное образование.

На сегодня в системе ТиПО учебные заведения при разработке рабочих учебных планов и программ привязаны к типовым и могут изменить их содержание только до 50%. У студентов отсутствует возможность обучаться по индивидуальным траекториям, выбрать те модули, которые им необходимы. Учебные заведения привязаны к срокам обучения.

Для учета требований бизнеса организациям ТиПО необходимо предоставить академическую свободу, при которой учебные заведения будут самостоятельно разрабатывать образовательную программу с учетом региональных аспектов.

Пришло время отказаться от типовых учебных планов. Колледж будет сам определять, как и чему обучать и выстраивать образовательные программы согласно запросам рынка. Студенты получат право самостоятельно выбирать курс, сроки и методы обучения, определять значение выбираемых курсов в будущей профессиональной деятельности. Педагоги будут излагать материал по своему усмотрению и своими методами обучения.

Также необходимо рассмотреть вопрос внедрения лицензирования образовательной деятельности организаций ТиПО по специальности.

Основная цель – это создание условий для получения нескольких родственных квалификаций в рамках одной специальности. Данная мера предоставит возможность организациям ТиПО, послесреднего образования оперативно реагировать на запросы рынка труда, молодежи и осуществлять подготовку в соответствии с требованиями работодателей.

Одним из эффективных путей повышения престижа рабочих профессий является эффективное развитие в Казахстане всемирного движения WorldSkills.

Мы уже вносили предложение по созданию автономной организации WorldSkills в Казахстане.

Однако, в силу низкой вовлеченности Правительства и крупного бизнеса, сегодня существует целый ряд сдерживающих факторов. Таких, как слаборазвитая инфраструктура подготовки/переподготовки национальных сборных, несоответствие материально-технической базы колледжей и предприятий современным условиям труда, не развитое экспертное сообщество, отсутствие национальной «тренировочной деревни WorldSkills», ограниченность Национального оператора движения НАО «Талап» в человеческих, финансовых и административных ресурсах.

В этой связи, предлагается создать автономную организацию по развитию движения WorldSkills в Казахстане, Попечительский совет которой должен возглавить Президент Республики Казахстан. Так, в России Попечительский совет движения возглавляет Президент РФ В.В.Путин, в Германии движение WorldSkills находится под кураторством Федерального канцлера Ангелы Меркель.

5. Отраслевые ВУЗы и Наука на примере СХ

Пока наука и образование в сельском хозяйстве не будет объединена и не станет прикладной, научных открытий и качественных кадров мы в ближайшее время вряд ли увидим. Что для этого нужно?

1. Объединить ВУЗы и НИИ: а) КазАТУ им Сейфуллина с НИИ им. Бараева в Шортанды и б) КазНАУ с КИЗом. Вместе со всеми их "дочерними" опытными станциями и хозяйствами.

2. Перевести ВУЗы из городов (крутые центральные районы Астаны и Алматы) в сельскую местность, с асфальта на землю. Т к ни наука ни образование не могут и не должны быть на асфальте. Благо имеющаяся база НИИ это позволяет (хоть и нужно будет немного подремонтировать).

3. Объединить штаты/персонал и оптимизировать (может даже в 2 раза).

4. С помощью экономии поднять зарплату (министр образования недавно отметил, что низкая ЗП - одна из основных причин коррупции в ВУЗах).

5. Тот персонал, который останется, пускай занимается а) наукой и б) образованием.

6. Учебные программы необходимо оптимизировать и сократить: убрать непрофильные предметы (например, философия, социология, физкультура и т. д., а также военную подготовку, которая занимает 1 из 5 дней недели). Таким образом можно будет сделать учебу интереснее, экономнее (для гос бюджета) и короче.

7. Этим заведениям теснее работать с бизнесом, как с научной, так и образовательной точек зрения. Так,их главная миссия - это обслуживание потребностей общества, а не быть "вещью в себе", т.е .существовать ради самих себя.

В конце обращения Саясат Нурбек попросил президента лично возглавить движение WorldSkills для перевода профессионально-технического образования на международные стандарты и уровень подготовки. Все это для того, чтобы пересмотреть форматы подготовки профессионально-технического образования в стране.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1857769-saasat-nurbek-neobhodima-massovaa-programma-snizenia-cifrovogo-neravenstva/