Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Зачем Казахстану нужен морской флот

Опубликовано:

Зачем Казахстану флот и является ли он эффективным в стране, где даже выхода к открытому морю нет? Насколько востребованы наши суда в конкурентной среде? Подводя итоги 20-летия казахстанского морского судоходства, NUR.kz заглянул в историю.

Зачем Казахстану морской флот
Зачем Казахстану морской флот: UGC

На Каспийском море долгое время передовым считался флот Азербайджана. Дело в том, что во время СССР было создано Каспийское морское пароходство (Каспий был по сути внутренним водоемом страны Советов) с центром в порту Баку, который был портом приписки большинства судов пароходства.

По этой причине после распада Союза большинство танкеров и сухогрузов оказалось именно в Азербайджане. Казахстану в основном достались рыболовецкие промыслово-транспортные суда, принадлежавшие предприятию Мангышлакрыбхолодфлот, которое базировалось в порту Баутино.

Зачем Казахстану морской флот
Зачем Казахстану морской флот: UGC

Однако к началу 90-х большинство судов пароходства морально и физически устарело, в частности танкера не соответствовали современным международным требованиям об обязательном наличии двойного борта для судов этого класса. Поэтому флот Азербайджана уже не мог так конкурировать на рынке морских транспортных услуг. А Казахстан, развивая нефтяную отрасль, напротив – задумался о необходимости собственного морского перевозчика, ведь приходилось прибегать к услугам зарубежных компаний для перевозки нефти, что было дорого и не дальновидно.

В1998 году Правительство страны приняло решение создать Национальную морскую судоходную компанию "Казмортрансфлот" при АО "КазМунайГаз". Сложную задачу по формированию отечественного флота государство взяло на себя, за неимением частных перевозчиков.

Компании пришлось с нуля создавать флот: приобретать и строить суда, а затем и порты, заключать сделки, создавать амбициозные проекты, а главное – быстрыми темпами осваивать Каспийский бассейн. Нужно было не просто постигать морскую науку, но и занять прочные позиции на рынке морских перевозок.

Зачем Казахстану морской флот
Зачем Казахстану морской флот: UGC

Сегодня, спустя всего 20 лет с момента появления национального перевозчика, наша страна не только не зависит от России и Азербайджана, но даже заняла доминирующую долю морских перевозок на Каспии – доля КМТФ в транспортировке нефти на Каспийском море составляет более 60%. Речь идет не только об объемах Казахстана, но и других стран.

Если в 2001 году компания перевозила 200 тыс. тонн, то через год показатель вырос уже до 3,2 млн тонн. В самом начале деятельности доля КМТФ на рынке перевозок из порта Актау составляла всего 4%, а по итогам 2017-го – 70%.

Суда "Казмортрансфлота" под голубым флагом уверенно курсируют также на Черном и Средиземном морях. Конечно, удаленность от открытых вод значительно затрудняет развитие торгового судоходства. Но Казахстан сегодня вправе называться морской державой: транспортировка нефти в открытых морях выросла с 500 тыс. тонн – в 2008 году до 4,5 млн тонн – в 2017-м.

Зачем Казахстану морской флот
Зачем Казахстану морской флот: UGC

Сегодня у "Казмортрансфлота" 27 судов. Все они не старше 12 лет. Общий тоннаж флота превышает 300 тыс. тонн. Все 8 танкеров сертифицированы и разрешены к транспортировке нефти компания Chevron Shipping и партнерами NCOC, включая Exxonmobil, Eni, Shell и других нефтяных гигантов.

За 20 лет существования это невероятный успех для морского судоходства, которое создавалось с нуля.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1733239-zacem-kazahstanu-nuzen-morskoj-flot/

pixel