Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Причины топливного кризиса в Казахстане назвал депутат

Опубликовано:

Бензин
Иллюстративное фото: Pixabay.com

Депутат мажилиса Айкын Конуров на пленарном заседании палаты озвучил причины дефицита топлива в Казахстане - его последствия ощутили на себе как население, так и бизнес. Также нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, передает корреспондент NUR.KZ.

Айкын Конуров считает, что топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, - это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью.

При этом он отметил, что предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит.

«Никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим, идет только констатация уже случившихся проблем. Последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства. Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС», - подчеркнул мажилисмен.

Депутат отметил, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен на него является хронической и долгие годы она объяснялась нехваткой производственных мощностей и зависимостью от импорта.

«Три года назад завершилась дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающих заводов, в том числе за счет зарубежных займов в твердой валюте. Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка. По официальным данным, ресурсы нефтепродуктов формируются за счет собственного производства, но буквально на днях вице-министр энергетики заявил, что порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России. Причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации - закупить более дорогое топливо в России. Такая парадоксальная экономика по принципу «продай дешевле, купи дороже» является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствием долгосрочной концепции», - сделал выводы Конуров.

По его словам, хоть государство по факту и контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, но оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. В итоге, всякий раз проблема решается в «пожарном порядке». При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует.

«Нет ни объективной картины происходящего, ни достоверного учета реального движения нефтепродуктов, включая фактические объемы экспорта, ни попыток хотя бы среднесрочного прогнозирования. Вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики и для социального самочувствия. Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей», - подчеркнул парламентарий.

В этой связи он попросил кабмин сообщить, какие меры намерено предпринять правительство для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен.

Ранее вице-министр энергетики Асет Магауов объяснил, почему в Казахстане возник дефицит дизтоплива.

Цены на дизтопливо прокомментировал сегодня и глава Минэнерго Магзум Мирзагалиев.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1935683-prichiny-toplivnogo-krizisa-v-kazahstane-nazval-deputat/

pixel