Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Какие стереотипы о коллекторах не являются правдой, рассказали эксперты

Опубликовано:

Купюра тенге лежит в ежедневнике
Деньги. Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Коллекторские агентства предоставляют определенные услуги кредиторам, чтобы помочь им решить вопрос с проблемными долгами. О том, как они могут действовать и какие права имеют казахстанские должники, читайте в материале NUR.KZ.

Когда заемщик по тем или иным причинам перестает исполнять условия договора, образуется задолженность. В свою очередь кредитор (банк или микрофинансовая организация) стремится найти решение, чтобы вернуть деньги.

Поэтому он обращается к коллекторским агентствам. Подробнее о стереотипах при взаимодействии с ними рассказали эксперты портала FinGramota.

Банки обращаются к коллекторам сразу после просрочки

Если заемщик просрочил дату платежа, то в течение 20 календарных дней кредитор должен предупредить его об этом.

"В уведомлении кредиторы сообщают заемщику о его праве подать заявление на реструктуризацию, но сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка", – сообщают в FinGramota.

И только когда срок просрочки превысит 90 дней, кредитор может продать его долг коллекторским агентствам. При этом передаются права и обязанности по договору о займе.

Или кредитор может временно передать договор на досудебное взыскание и урегулирование, а также право на сбор информации, связанной с долгом.

Мужчина держится за голову
Паника. Иллюстративное фото: freepik.com/creativeart

Можно игнорировать коллекторов

Специалисты могут позвонить родственникам и знакомым заемщика, чтобы найти нужные контактные данные, если это указано в договоре о займе. При этом данные третьи лица могут отказаться от общения с коллекторами.

А должники не имеют права избегать общения с коллекторами.

"Поэтому граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить о том, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства (юридический адрес), номера телефона, замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока действия, утери)", – сообщают эксперты.

Также должникам не рекомендуется их игнорировать, так как без процедуры урегулирования не получится подать на банкротство. А если дело дойдет до суда, то уже может грозить потеря имущества.

Коллектор может звонить и приходить когда угодно 

Коллекторы могут совершать звонки, проводить личные встречи и отправлять письменные или электронные уведомления, включая sms-сообщения. При этом для них есть ограничения:

  • звонки (только с официальных номеров агентства) могут совершаться не более трех раз в день, с 8.00 до 21.00 часов в будние дни;
  • личные встречи – не более трех раз в неделю, только в будние дни с 8.00 до 21.00 часов по месту жительства или регистрации должника, либо в филиале (представительстве) самого агентства.

Следует помнить, что казахстанцы вправе самостоятельно проводить аудио или видеозапись процесса взаимодействия с коллекторами.

Мужчина звонит по телефону
Телефонный звонок. Иллюстративное фото: freepik.com

Коллектор может изымать имущество

"На самом деле такое право есть не у коллектора, а у частного судебного исполнителя. Коллектор не может изъять имущество у должника, арестовывать его счета, вносить заемщика в реестр должников, ставить ограничения на выезд за границу, приостанавливать действие водительского удостоверения.

Имущество у должника может быть изъято только по решению суда", – сообщают в источнике.

То есть коллекторы занимаются только уведомлением должника о необходимости погасить просрочку и урегулировать долг до суда. Также они не могут принимать деньги в уплату задолженности.

Коллектор не помогает должнику

Цель коллекторов – найти решение и определить условия, по которым должник сможет оплачивать заем. Определенным лицам они даже могут объявить о списании процентов и пени на свое усмотрение.

Поэтому должнику в течение 30 дней после уведомления о передаче долга коллекторам нужно обратиться в агентство с заявлением об изменении условий договора (указав причины неуплаты и подтвердив уровень доходов).

А если коллекторы нарушают права должника, то казахстанцы могут обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по номеру 1459 или через приложение «Fingramota Online».

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2010002-kakie-mify-o-kollektorah-ne-yavlyayutsya-pravdoy-rasskazali-eksperty/