Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как мошенники могут украсть деньги с помощью банковских маркетплейсов в Казахстане

Опубликовано:

Мошенник обманывает жертву в интернете
Мошенник. Иллюстративное фото: seksan Mongkhonkhamsao/Getty Images

Мошенники находят своих жертв в том числе среди пользователей банковских маркетплейсов. Они выводят их на прямую сделку без участия банка и лишают денег. Более подробно об этой схеме рассказал читатель NUR.KZ.

Житель Усть-Каменогорска Александр написал в нашу редакцию с целью поделиться своей проблемой и предупредить других жителей Казахстана об одном из способов мошенничества.

Все началось с переписки с продавцом

Мужчина заказал видеокарту для компьютера за 185 тысяч тенге в онлайн-магазине, представленном на одном из банковских маркетплейсов.

Напомним, что банковский маркетплейс – это площадка, на которой онлайн-магазины продают разного рода товары. Оплата при этом проходит через банк, которому она принадлежит. Он полностью сопровождает сделку, отслеживает получение товара покупателем и возвращает деньги, если он так и не был доставлен.

Чтобы уйти от этого контроля, мошенникам нужно действовать без такого серьезного посредника. Что и случилось в ситуации, в которую попал Александр.

"После покупки в интернет-магазине на площадке банка со мной через WhatsApp связался продавец и предложил отправить видеокарту раньше указанного срока. Для этого ему нужно было отменить заказ, создать новый и отправить мне счет на оплату", – делится Александр.

Читатель NUR.KZ переписывается с мошенником
Переписка с недобросовестным продавцом. Снимки экрана: предоставлены читателем NUR.KZ

Предложение продавца не вызвало подозрений

Мужчина, ничего не подозревая, согласился. Магазин сам отменил заказ с формулировкой, что нужного товара нет в наличии, запросил данные покупателя и отправил ему счет на оплату от имени компании, то есть уже не через маркетплейс.

После отмены заказа деньги вернулись на счет Александра. Ими он и оплатил выставленный счет. Продавец пообещал отправить товар уже на следующий день. Но при попытке узнать подробности в день отправки Александр уже не смог с ним связаться, как и все последующие дни.

В чате, где он днем ранее общался с продавцом, его перенаправили на другой номер, по которому никто не отвечал. Официальный номер телефона онлайн-магазина также был отключен.

Читатель NUR.KZ переписывается с мошенником
Переписка с недобросовестным продавцом. Снимки экрана: предоставлено читателем NUR.KZ

"После всего этого я, конечно, сообщил о происшедшем в банк и написал заявление и в полицию", – закончил свою историю мужчина.

Тем временем в управлении полиции города Усть-Каменогорска нам сказали, что после обращения Александра возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, совершенного путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы.

Всего в городе в 2023 году было зарегистрировано более 400 фактов интернет-мошенничеств, почти четверть из которых приходится на аналогичные факты. Сотрудниками полиции тем временем принимаются все меры по раскрытию данных видов преступлений.

Как не стать жертвой мошенников при покупках

Существование подобного вида мошенничества подтвердили и в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР РК). При этом специалисты подчеркивают, что маркетплейс – это зачастую всего лишь посредник между продавцом и покупателем.

"Встречается следующая схема мошенничества на банковском маркетплейсе: покупатель заказывает товар, оплачивает его, но поставщик может позвонить и попросить сделать отказ или просто не отправляет в нужный срок товар, на звонки не отвечает и пропадает вовсе.

Если покупатель сам добровольно сделал отказ от заказа, то в данном случае банк не несет ответственность за недоставленный товар. То есть в случае, если клиент самостоятельно отказался от покупки через маркетплейс и согласился на условия продавца, дальнейшие взаимоотношения происходят исключительно между ними в гражданско-правовом поле.

Однако, если продавец в итоге не доставил товар, либо совершил иные противоправные действия, то первым делом необходимо написать в службу поддержки интернет-магазина и уведомить о недобросовестности продавца", – предупреждают в АРРФР РК.

Таким образом, избавившись от посредника в виде банка, мошенники под видом интернет-магазина могут лишить денег казахстанцев, желающих совершить крупную покупку. Этого можно избежать, если не отменять сделку и завершить ее на торговой площадке банка, несмотря на утверждения продавца, что таким образом можно уменьшить срок доставки, стоимость товара и так далее.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1999542-kak-moshenniki-mogut-ukrast-dengi-s-pomoschyu-bankovskih-torgovyh-ploschadok-v-kazahstane/

pixel