KZ

Как не быть обманутым, оставляя задаток в Казахстане

Опубликовано:

достал 20 тысяч тенге из бумажника
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Не всегда у человека есть возможность купить нужную ему вещь. В такие моменты продавец может предложить оставить задаток, чтобы потом, когда появится возможность, выкупить ее полностью. Как правильно это делать, узнали журналисты NUR.KZ.

Права потребителей должны соблюдаться всегда. Ранее мы писали о том, что делать казахстанцам, если им навязывают дополнительный товар или услуги или им был продан некачественный товар.

Сегодня речь пойдет о том, как правильно оставлять задаток за товар, который покупатель хочет купить, но не имеет возможности. На что нужно обращать внимание и как правильно проводить сделки с задатком, рассказали в Комитете по защите прав потребителей.

Как осуществить покупку и не стать обманутым

Оставить задаток, чтобы выкупить вещь позже - идея заманчивая, но часто может нести в себе риски.

Как рассказывает руководитель территориального Департамента по защите прав потребителей Павлодарской области Нурсулу Айтуаровна, не всегда продавец сопровождает свое предложение подтверждающим документом.

Это несет в себе опасность. Если попадется недобросовестный продавец, то клиент может остаться как без денег, так и без товара.

“Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть заключено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность соглашения о задатке” - отметила Нурсулу Айтуаровна.

Письменный договор защищает обе стороны

Письменный договор оградит от неприятностей и обеспечит защиту прав потребителя. Также и Гражданским кодексом РК (ГК РК) предусмотрены причины возврата задатка.

Руководитель департамента по защите прав потребителей отметила, что, согласно статье 338 ГК РК, задаток должен быть возвращен при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон, либо вследствие невозможности исполнения, наступившей без их вины.

Также регулируются и другие условия возврата задатка. Так, если виновным в неисполнении условий договора окажется покупатель, то задаток остается у продавца, однако если виновным окажется продавец, то он, согласно закону, должен будет вернуть сумму в два раза большую, чем задаток.

Кроме того, виновная сторона должна не только вернуть задаток, но и возместить убытки другой стороне. Такая ситуация может возникнуть при оформлении работ или оказании услуг: например, при организации банкетов или других мероприятий.

Как видно, письменный договор надежно защищает права потребителя и в случае спорных ситуаций поможет избежать неоправданных потерь денег и времени. Кроме того, такие договоры защищают не только покупателя, но и самого продавца или того, кто оказывает услугу.

В том случае, если гражданин попал в сложную ситуацию, в которой были нарушены его права как потребителя, он всегда может обратиться в департамент по защите прав потребителей по месту своего проживания.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1971775-kak-ne-byt-obmanutym-ostavlyaya-zadatok-v-kazahstane/

Автор: Илья Манаев
Как не быть обманутым, оставляя задаток в Казахстане