KZ

Почему овощи подорожали при рекордных урожаях в 2020 году в Казахстане

Продавец овощей на рынке
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

За 2020 год рост цен на продовольственные товары в Казахстане составил 11,3%. При этом уровень роста посевных площадей и полученной сельхоз продукции превысил показатели 2019 года. О причинах подорожания потребительских товаров читайте в материале Нурфин.

По данным Бюро национальной статистики, в 2020 году уточненная посевная площадь сельхозкультур в Казахстане составила 22 582,3 тыс. гектаров. Это на 2% больше, чем в 2019 году.

При этом, рост посевных площадей (от 0,7% до 3,1%) был зафиксирован практически по всем культурам. А уровень валового сбора урожая по видам культур превысил данные 2019 года:

  • зерновые и бобовые – собрано на 15,1% больше, чем в 2019 году,
  • овощи открытого грунта – на 4,9% больше,
  • бахчевые – урожай превысил показатели 2019 года на 1,8%,
  • картофель – на 2,4%.

Снижение валового сбора урожая зафиксировано только по маслиничным культурам – на 1,1%.

Но, несмотря на общую положительную статистику, конечные цены на продукты питания продолжили расти быстрее, чем остальные товары в составе потребительской корзины. Об этом сообщает телеграм-канал Tengenomika.

По мнению источника, существует три вероятные гипотезы, которые могут объяснить подорожание продуктов.

Продукты на рынке
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Мировой тренд на рост цен

По данным продовольственной и сельхозорганизации ООН (FAO), почти все продовольственные товары в мире подорожали и достигли 6-летнего максимума. Это отражается на росте цен и на внутренних рынках фактически всех стран.

А причины такого глобального тренда следующие:

  • возросший спрос со стороны Китая,
  • нарушение поставок из-за пандемии,
  • плохие погодные условия в странах-основных мировых поставщиках: Малайзия, Индонезия, Аргентина, Бразилия, США и так далее.

Внутренние факторы в Казахстане

Следующей вероятной причиной роста цен на продукты Tengenomika называет повышенный экспорт.

То есть возросший интерес к продаже товара в зарубежье породил снижение предложения на внутреннем рынке Казахстана.

Купюры и монеты тенге лежат в миниатюрной тележке для покупок
Иллюстративное фото: gettyimages.com / amixstudio

Причина такого интереса в том, что цены за рубежом оказались выше, чем внутри страны. Поэтому производителям сельскохозяйственных культур стало выгоднее экспортировать свою продукцию в зарубежье.

Например, это заметно по следующим видам продукции:

  • мука – экспорт в 2020 году вырос на 11,6%, а продажи в стране сократились на 8,9%,
  • подсолнечное масло – рост экспорта достиг 33,8%, а внутри страны продажи упали на 10,8%,
  • макароны – экспорт возрос на 28,6% за год, внутренние продажи сократились на 1,5%.

Возросшие издержки

Некоторые продовольственные товары в 2020 году показали рост внутренних продаж: овощи, консервы, хлеб, сахар, молочные продукты и так далее.

Но даже при повышенном предложении товара цены продолжили расти. Как сообщает Tengenomika, это может быть связано с проблемами и значительными издержками в логистических и складских элементах добавленной стоимости.

То есть подорожание услуг по перевозке и хранению товара также могло повлиять на конечную наценку.

Предложенные гипотезы могут показаться достаточными для объяснения роста цен. Однако, по мнению источника, они нуждаются в дополнительном подтверждении на основе тщательных полевых исследований.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1901582-pocemu-ovoshhi-podorozali-pri-rekordnyx-urozayax-v-2020-godu-v-kazaxstane/