За 2020 год рост цен на продовольственные товары в Казахстане составил 11,3%. При этом уровень роста посевных площадей и полученной сельхоз продукции превысил показатели 2019 года. О причинах подорожания потребительских товаров читайте в материале Нурфин.
По данным Бюро национальной статистики, в 2020 году уточненная посевная площадь сельхозкультур в Казахстане составила 22 582,3 тыс. гектаров. Это на 2% больше, чем в 2019 году.
При этом, рост посевных площадей (от 0,7% до 3,1%) был зафиксирован практически по всем культурам. А уровень валового сбора урожая по видам культур превысил данные 2019 года:
- зерновые и бобовые – собрано на 15,1% больше, чем в 2019 году,
- овощи открытого грунта – на 4,9% больше,
- бахчевые – урожай превысил показатели 2019 года на 1,8%,
- картофель – на 2,4%.
Снижение валового сбора урожая зафиксировано только по маслиничным культурам – на 1,1%.
Но, несмотря на общую положительную статистику, конечные цены на продукты питания продолжили расти быстрее, чем остальные товары в составе потребительской корзины. Об этом сообщает телеграм-канал Tengenomika.
По мнению источника, существует три вероятные гипотезы, которые могут объяснить подорожание продуктов.
Мировой тренд на рост цен
По данным продовольственной и сельхозорганизации ООН (FAO), почти все продовольственные товары в мире подорожали и достигли 6-летнего максимума. Это отражается на росте цен и на внутренних рынках фактически всех стран.
А причины такого глобального тренда следующие:
- возросший спрос со стороны Китая,
- нарушение поставок из-за пандемии,
- плохие погодные условия в странах-основных мировых поставщиках: Малайзия, Индонезия, Аргентина, Бразилия, США и так далее.
Внутренние факторы в Казахстане
Следующей вероятной причиной роста цен на продукты Tengenomika называет повышенный экспорт.
То есть возросший интерес к продаже товара в зарубежье породил снижение предложения на внутреннем рынке Казахстана.
Причина такого интереса в том, что цены за рубежом оказались выше, чем внутри страны. Поэтому производителям сельскохозяйственных культур стало выгоднее экспортировать свою продукцию в зарубежье.
Например, это заметно по следующим видам продукции:
- мука – экспорт в 2020 году вырос на 11,6%, а продажи в стране сократились на 8,9%,
- подсолнечное масло – рост экспорта достиг 33,8%, а внутри страны продажи упали на 10,8%,
- макароны – экспорт возрос на 28,6% за год, внутренние продажи сократились на 1,5%.
Возросшие издержки
Некоторые продовольственные товары в 2020 году показали рост внутренних продаж: овощи, консервы, хлеб, сахар, молочные продукты и так далее.
Но даже при повышенном предложении товара цены продолжили расти. Как сообщает Tengenomika, это может быть связано с проблемами и значительными издержками в логистических и складских элементах добавленной стоимости.
То есть подорожание услуг по перевозке и хранению товара также могло повлиять на конечную наценку.
Предложенные гипотезы могут показаться достаточными для объяснения роста цен. Однако, по мнению источника, они нуждаются в дополнительном подтверждении на основе тщательных полевых исследований.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1901582-pocemu-ovoshhi-podorozali-pri-rekordnyx-urozayax-v-2020-godu-v-kazaxstane/