Нынешний кризис сильно ударил по многим отраслям глобальной экономики. Но ситуация в высокоразвитых странах может оказаться хуже, чем в Казахстане. О причинах такого прогноза узнали журналисты Нурфин.
Экономика Казахстана претерпела урон от пандемии. Это также коснулось фактически всех стран мира.
Но сырьевая особенность отечественной экономики может послужить плюсом в возникших условиях.
Подробнее о преимуществах сырьевого экспорта во время карантина и негативных последствиях для будущего развития страны рассказал аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев.
Ранее эксперт подробно разъяснил, почему в Казахстане высокая базовая ставка, и почему ее нельзя снижать.
Мы публикуем прогноз о развитии страны, которым эксперт поделился во время этого интервью.
Сырьевая экономика оказалась устойчивее
Андрей Чеботарев – аналитик: "Казахстан, возможно, лучше переживет кризис. И частично из-за того, что у нас не диверсифицирована экономика – то есть мало видов производимой технологичной продукции.
Если бы мы делали машины, самолеты и другие высокотехнологичные вещи, то мы бы переживали кризис похуже. На эти товары спрос сильно упал.
Поэтому в США и Германии намечается более глубокий кризис, чем у нас. Прогнозируемые темпы сокращения внутреннего валового продукта в этих странах гораздо больше.
По оптимистичным прогнозам Министерства экономики, в Казахстане уровень ВВП сократится на 0,9%. Реальное сокращение составит около 4%. А в Германии и США прогнозируют около 17-20% снижения ВВП.
Спрос на нефть тоже сократился, но не так сильно. И это, кстати, один из факторов, которые могут помешать нам добиться нужной диверсификации экономики.
Ведь цена на нефть растет, а спрос все равно будет возвращаться. Мы можем просто не успеть что-то исправить и обратно вернемся к проеданию нефтяных запасов. Рискуем остаться страной-экспортером сырья".
Как можно исправить положение
Андрей Чеботарев – аналитик: "Министерство национальной экономики недавно выпустило распоряжение, согласно которому в ближайшие три года для развития экономики будут использованы деньги из Национального фонда.
Это значит, что даже в ближайшее время у нас не будет профицитного бюджета – когда траты не превышают доходов".
И это плохо
"Мы должны научиться жить профицитным бюджетом – то есть на те деньги, которые мы зарабатываем, полностью отделив государственные доходы от нефти.
Каждый год около 400 млрд тенге от продажи нефти попадало напрямую в бюджет, а не в Нацфонд. И это неправильно.
В России, например, несколько лет назад было введено бюджетное правило: все доходы от нефти попадают в ФНБ – Фонд национального благосостояния, аналогичный нашему.
И таким способом в прошлом году они добились профицитного бюджета. То есть оптимизировали расходы, отделили доходы от нефти, посмотрели с чем они живут и получили профицит.
Сейчас, конечно, они тоже испытывают дефицит, но это происходит во всем мире.
И все же к профицитному бюджету они пришли гораздо раньше, и нам тоже к этому надо стремиться – убирать все доходы от нефти в Нацфонд и не трогать эти средства" – считает аналитик инвестиционной компании EXANTE.
Напомним, что налоги казахстанских предприятий, которые занимаются добычей нефти и газа, составляют более 40% бюджета нашей страны. Эксперты предположили, что в будущем от нефтяной зависимости могут избавить доходы от сельского хозяйства.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1857643-kazahstan-mozet-perezit-eto-lucse-cem-germania-i-ssa-ekspert-o-posledstviah-krizisa/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.