KZ

Кто принимает решение об одобрении кредита, и почему его могут не выдать в Казахстане

Финансовый специалист исчисляет налог с дохода
Иллюстративное фото: gettyimages.com / Yevgeniy Sambulov

Сколько человек тратит на мобильную связь, какие группы посещает в соцсетях, есть ли в его телефоне заблокированные контакты – эти и другие характеристики могут повлиять на выдачу кредита. Поэтому даже при достаточном доходе в займе могут отказать.

Конечно, всю эту информацию банковские работники ищут не вручную, им на помощь приходит скоринговая система, которая уникальна для каждого банка, постоянно совершенствуется и охватывает все больше информационных источников.

Как сообщают специалисты проекта по повышению финансовой грамотности населения Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Fingramota.kz, понятие «скоринг» представляет собой систему оценки заемщика, его платежеспособности и добросовестности.

Что оценивает скоринговая система

Система кредитования развивается, в результате чего в банки поступает множество заявок от казахстанцев, обработать которые вручную банковскими сотрудниками не представляется возможным.

На помощь приходит скоринговая система, которая автоматически оценивает не только доход клиента, но и другие необходимые для выдачи кредита критерии, к примеру, способность заемщика вовремя погашать долг, стаж работы, семейное положение, наличие детей, сколько раз он получал отказ от кредиторов и многое другое.

Оценить кредитоспособность и порядочность клиента можно не только по уровню его дохода, но и по информации о налоговой задолженности, ограничениях на выезд в другие страны и так далее.

Также может быть принята во внимание информация использования сотовой связи и из аккаунтов в социальных сетях.

Информация от мобильного оператора клиента обеспечивается через кредитное бюро и доступна для банков. Здесь оценивается размер трат потенциального заемщика на связь, на какие сайты он заходит, подключает ли роуминг, много ли людей у него в блоке.

Что касается скоринга по социальным сетям и активности потенциального заемщика в интернете, то данная модель используется далеко не во всех кредитных организациях.

В основном проверяется, сколько времени потенциальный заемщик проводит в Сети, на какие группы он подписан, материалы на какие темы публикует. Например, отрицательно может повлиять интерес со стороны заемщика к информации на тему «Как обмануть банк» или «Кредиты – это зло».

Отметим, что клиент может быть подвержен всем видам скоринга только со своего согласия.

Кассир выдает деньги на кассе
Иллюстративное фото: gettyimages.com / Bloomberg

Еще более детальное изучение информации

К слову, изучение информации из вышеперечисленных источников - это относительно «поверхностный» скоринг.

Если есть подозрения со стороны банка, то для сбора информации о заемщике может применяться система «антифрод», при использовании которой кредитная заявка рассматривается еще более детально.

Здесь также может учитываться такая информация от мобильных операторов, как, например, периодичность и длительность звонков, период использования номера проверяемым клиентом и другое.

Применяется это для того, чтобы понять, как долго заемщик пользуется SIM-картой или приобрел ее только для получения кредита.

Как скоринг влияет на одобрение кредита

При этом стоит понимать, что если у клиента есть задолженность по кредитам в других банках, то положительная информация от оператора мобильной связи вряд ли может помочь в одобрении кредитной заявки.

И наоборот, если у клиента хорошая кредитная история и высокий официальный доход, то проведение скоринга путем получения данных от мобильного оператора может и не понадобиться.

То есть многое зависит кредитной организации, ее правил и требований, поэтому если в кредите было отказано в одном банке, всегда есть вероятность того, что его могут выдать в другом, где совсем другая система скоринга.

Может ли заемщик повлиять на скоринговую систему

На данную систему оценки потенциальный заемщик может повлиять только своим поведением. Для улучшения показателей нужно своевременно оплачивать кредиты, коммунальные услуги, а также исправно платить алименты, погашать штрафы и налоговую задолженность.

Чтобы убедиться, что все платежи по кредитам были внесены в срок, а также для предварительной оценки своего финансового поведения также рекомендуется периодически проверять кредитную историю.

Скачать ее можно на сайтах Первого кредитного бюро или Электронного правительства. Один раз в год это можно сделать бесплатно, за повторное скачивание среди года плата составит 400 тенге.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/banks/1920024-kto-prinimaet-reshenie-ob-odobrenii-kredita-i-pochemu-ego-mogut-ne-vydat-v-kazahstane/