KZ
Как работает система ЭВАК в Казахстане
Новости Пресс-релизы

Как работает система ЭВАК в Казахстане

Расcказать Вконтакте

В Казахстане с начала года заработала система экстренного вызова при авариях и катастрофах. О преимуществах ЭВАК рассказал заместитель директора Института космической техники и технологий Национального центра космических исследований и технологий Денис Еремин.

Как работает система ЭВАК в Казахстане

Иллюстративное фото: today.kz

Самый главный вопрос, работает ли сейчас система ЭВАК?

Государственная автоматизированная информационная система экстренного вызова при авариях и катастрофах официально введена в промышленную эксплуатацию 21 января 2019 года. Фактически система начала функционировать даже раньше, с 1 января 2019 года. Межведомственная комиссия, где были представители всех задействованных в работе системы министерств, детально проверила функциональность системы ЭВАК, было проведено огромное количество испытаний и в результате ЭВАК принят в промышленную эксплуатацию. Услуга доступна для всех зарегистрированных в системе транспортных средств. Проверить зарегистрирована ваша машина в системе ЭВАК или нет можно через интернет по адресу evak.online.

А как вообще, в общих чертах, работает система ЭВАК?

Есть государственная часть системы, которая принимает и обрабатывает экстренные вызовы, там создана соответствующая инфраструктура, круглосуточный колл-центр, дежурные операторы ЕДДС112 во всех областных центрах и много другого. А есть второй сегмент системы – УВЭОС, устройство вызова экстренных оперативных служб (или как называют в народе СОС-кнопка), который автопроизводитель должен ставить самостоятельно. Требования к этому устройству прописаны в том же техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств». По факту это устройство представляет из себя такой телефон супермена – оно выдерживает сильнейшие удары, сохраняет работоспособность после удара в течении двух часов при температуре минус сорок градусов и, наверное, самое главное – это устройство может выходить на связь через любого оператора сотовой связи Казахстана. Более того, экстренный вызов от СОС-кнопки ЭВАК проходит в абсолютно приоритетном режиме с максимально возможным качеством!

Правда ли что СОС-кнопка является обязательной для всех без исключения владельцев автомобилей?

СОС-кнопка, или точнее устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), является обязательным только для тех автомобилей, которые впервые встают на учет в Республике Казахстан. Требование об обязательном оснащении УВЭОСами новых автомобилей вступило в силу 1 января 2017 года, а решение об этом было принято еще в 2013 году при подписании Казахстаном технического регламента 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Таким образом и автопроизводители, и авто импортёры уже давно в курсе этих требований. Другое дело, что для автопроизводителей и импортеров это дополнительные затраты, а вкладывать средства в повышение безопасности автомобилей большинство автопроизводителей не хочет. Хотя, конечно, не все такие, есть и замечательные исключения. Например, завод Азия-Авто, производящий популярные у нас автомобили марок Лада, Киа, Шкода ответственно подходит к своей работе, у них с системой ЭВАК нет никаких проблем – все работает, и водители этих автомобилей уже активно пользуются системой ЭВАК.

Про самое интересное, почему люди должны платить за эту услугу?

Вы правы, очень многих автовладельцев беспокоит то, что они должны платить за пользование системой ЭВАК. На самом деле автовладельцы, покупающие новый автомобиль у официального дилера, ничего платить не должны! Уже с конвейера автозавода автомобиль должен сходить с работающей системой, иначе он просто не соответствует требованиям технического регламента! Спасение людей в Казахстане через ЭВАК было и будет бесплатным!

А за что тогда оператор ЭВАК собирает 29 тысяч?

Дело в том, что в УВЭОС нужно устанавливать специальную сим-карту. В России для автопроизводителей эти сим-карты выпускает АО «ГЛОНАСС», в Казахстане аналогичные сим-карты выпускает оператор системы ЭВАК.

Некоторые автопроизводители и авто импортёры по каким-то своим, внутренним причинам устанавливают в казахстанские автомобили российские сим-карты, покупая их у российского оператора. И складывается парадоксальная ситуация, когда автопроизводитель платит российскому оператору в Россию и при этом хочет бесплатно получать услугу в Казахстане от казахстанского оператора. Особо отмечу, что государство финансирует работу системы только в той части, которая касается работы казахстанских сим-карт.

Поэтому начиная с января 2019 года подключение российских сим-карт к казахстанской системе осуществляется на платной основе, за 28 тысяч тенге. Откуда эта цифра — это стоимость звонков в роуминге с российской сим-карты в Казахстане на весь период эксплуатации автомобиля. Тариф абсолютно прозрачен, и все автопроизводители знают из чего он складывается.

Таким образом у автопроизводителей и авто импортеров есть выбор, или платить российскому оператору за российскую сим-карту, а затем подключать автомобиль через роуминг к системе ЭВАК за 29 тысяч тенге, или приобрести за 5 тысяч тенге казахстанскую сим-карту и бесплатно подключить автомобиль к ЭВАКу. Например, Камазы отечественной сборки, начиная с этого года оснащаются исключительно казахстанскими сим-картами, так что доводы некоторых автопроизводителей о том, что это сложно или даже невозможно совершенно несостоятельны, есть те, кто хочет и может.

А что делать тем автовладельцам, которые приобрели автомобиль с СОС-кнопкой до 1 января 2019 года, тоже нужно платить?

Так как система ЭВАК была введена в эксплуатацию только в январе 2019 года, то все автомобили, выпущенные до 2019 года абсолютно бесплатно были подключены к системе ЭВАК. Еще раз напомню, что проверить регистрацию можно на сайте evak.online, либо просто нажать на СОС-кнопку. В случае, если автомобиль не зарегистрирован, нужно обращаться к дилеру, у которого автомобиль был приобретен.

А с момента запуска системы ЭВАК вообще хоть кого-нибудь спасли?

Вот это самый главный вопрос! Ежедневно колл-центр системы ЭВАК принимает более 100 вызовов. Конечно, не все из-них экстренные, но мы считаем, что люди обязательно должны нажимать сос-кнопку, чтобы быть уверенными – система работает! А конкретно на нашем счету более трехсот спасенных людей по всему Казахстану! Новости обо всех таких случаях оператор ЭВАК публикует на сайте evak.online.

Ваша реакция
3
0
9
1
2
3
1
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel