Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Новости русской службы Би-би-си

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите

Опубликовано:

Сотрудник аэропорта в столице Исландии недавно сумел запечатлеть на фото драматическую картину: как большая молния попадает в пассажирский самолет. Как авиалайнерам удается уцелеть после таких ударов?

Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите
Иллюстративное фото с сайта pixabay.com: UGC

Даже находясь в офисе, Халлдор Гудмундссон почувствовал силу вспышки молнии, осветившей все вокруг. Он подошел к окну, вынул смартфон, открыл фотоприложение и нажал на кнопку "Запись" в надежде на то, что сумеет запечатлеть еще одну молнию.

Этот момент не заставил себя ждать. Однако за секунду перед этим в видоискатель смартфона попал самолет, только что вылетевший из исландского международного аэропорта Кефлавик.

И тут же Гудмундссон стал свидетелем необычного и пугающего зрелища - в авиалайнер ударила молния!

Однако ничего страшного не произошло - самолет как ни в чем не бывало продолжил свой полет сквозь сильный дождь.

"Смотреть на это было и страшно, и здорово", - вспоминает Гудмундссон, из видеозаписи которого и получилась эта потрясающая фотография.
Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите
Фото: HALLDOR GUDMUNDSSON: UGC

Случилось это 3 октября. Рейс авиакомпании Wow Air из столицы Исландии Рейкьявика в Париж завершился вполне благополучно, и представительница компании заверила корреспондента Би-би-си, что никаких повреждений лайнер не получил.

По ее словам, нет ничего необычного в том, что в самолет попала молния. Но как авиалайнеру удается остаться целым и невредимым после такого внезапного электрошока, энергия которого исчисляется примерно в 1 млрд джоулей - эквивалент взрыва четверти тонны тротила?

Дело в том, что оболочка, предохраняющая кабину и салон пассажирского самолета, устроена так, что проводит электричество, но не пропускает разряд к экипажу, пассажирам и электронике лайнера, объясняет Крис Хаммонд, член британского профсоюза пилотов гражданской авиации (Balpa), ныне вышедший на пенсию.

"В оболочке самолета - металлическая экранирующая сетка, - рассказывает он. - Что-то вроде электропроводной марли, которой укрыт весь лайнер".

Таким образом все находящиеся внутри самолета летят словно в так называемой клетке Фарадея, экранированной камере.

В дополнение к этому вся электроника, структурные соединения и баки с горючим имеют дополнительную, очень мощную защиту от внешних электрических разрядов.

Перед тем как авиалайнер вводится в эксплуатацию, все это тщательнейшим образом проверяется, причем процесс проверки включает в себя симуляцию ударов молнии.

По словам Хаммонда, фотография, которую сделал Гудмундссон, - это иллюстрация того, что в самолете все работает так, как и должно работать.

Молния ударяет самолет в район носа, а затем уходит со стороны хвоста и - частично - крыла. Внутри авиалайнер полностью защищен.

Между тем, пассажиры, находящиеся на борту во время удара молнии, могут кое-что заметить. Например, те, кто летел в двух самолетах, попавших в сильную грозу в апреле над западным Лондоном, рассказывали, что слышали громкие удары, когда молния попадала в их авиалайнер.

Было время, когда пассажирские самолеты не были так хорошо изолированы от грозовых разрядов. Хэммонд вспоминает, как на подлете к аэропорту Сан-Франциско в его самолет попала молния, и "все экраны мгновенно погасли".

К счастью, в то время авиалайнеры еще оборудовались аналоговыми средствами управления. И пока компьютеры постепенно возвращались к жизни, Хэммонд сумел благополучно посадить самолет в ручном режиме.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/world/1792728-pocemu-udar-molnii-ne-opasen-dla-samoleta-v-kotorom-vy-letite/

pixel