Что такое ЭЦП и для чего она нужна в Казахстане

Опубликовано:

Электронно-цифровая подпись
Электронно-цифровая подпись: Pixabay

ЭЦП — электронная цифровая подпись, с помощью которой осуществляют некоторые государственные услуги онлайн. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно знать нюансы использования ЭЦП. Все юридические моменты регулирует закон РК.

Что такое ЭЦП

С развитием технологий модернизируются государственные структуры. Правительство РК уже давно внедрило электронно-цифровую подпись, которая доступна каждому гражданину страны. Что такое ЭЦП? Это аббревиатура словосочетания «электронная цифровая подпись». ЭПЦ — набор электронных цифровых символов. Она подтверждает достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

Применение ЭЦП с каждым годом становится стандартом в жизни граждан. С помощью подписи подтверждают юридическую значимость документов. Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, который защищает его от подделки. В Законе РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» указано, что ЭЦП равнозначна собственноручной подписи подписывающего лица и влечет одинаковые юридические последствия при выполнении следующих условий:

  • удостоверена подлинность ЭЦП при помощи открытого ключа, имеющего регистрационное свидетельство;
  • лицо, подписавшее электронный документ, правомерно владеет закрытым ключом электронной цифровой подписи;
  • электронную цифровую подпись используют в соответствии со сведениями, указанными в регистрационном свидетельстве.

Подпись формируется в результате преобразования информации с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Она идентифицирует владельца сертификата ключа подписи, а также устанавливает отсутствие искажения информации в электронном документе.

Цифровой ключ безопасности
Цифровой ключ безопасности: Pixabay

Что такое ЭЦП ключ? Бывает два типа ключей:

  1. Закрытый — последовательность электронных цифровых символов, созданная для создания ЭЦП с использованием ее средств.
  2. Открытый — последовательность электронных цифровых символов, предназначенная для подтверждения личности в электронном документе.

Открытый ключ работает в паре с закрытым. На открытый набор символов выдают регистрационное свидетельство, которое автоматически передается вместе с письмом, подписанным ЭЦП. Открытый ключ позволяет идентифицировать личность, которая подписала электронный документ, по ее регистрационному свидетельству. Дубликат открытого ключа передается Удостоверяющему Центру, в котором создана библиотека открытых ключей ЭЦП. Здесь надежно хранятся открытые ключи во избежание попыток подделки или внесения искажений.

Как получить и для чего нужна ЭЦП

Как получить ЭЦП? Сделать это можно двумя способами:

  1. Подача заявления со всеми необходимыми документами в ПК «Правительство для граждан» (ЦОН).
  2. Оформление онлайн на портале электронного правительства или Национального удостоверяющего центра РК.

Пакет документов для физических и юридических лиц различается. Ознакомиться с необходимой документацией и пошаговой инструкцией оформления ЭЦП можно на сайте Национального удостоверяющего центра РК. Вкратце получение электронной подписи онлайн происходит следующим образом:

  1. Ознакомление с инструкцией пользователя.
  2. Установка NCALayer.
  3. Подача заявки.
  4. Предоставление документов.
  5. Установка сертификатов.

Помните, что срок действия ЭЦП — 1 год. Об окончании срока действия граждан предупредят, чтобы они могли продлить ЭЦП.

Сайт электронного правительства
Сайт электронного правительства: YouTube/Портал eGov

Для чего нужна ЭЦП в Казахстане? Электронная цифровая подпись необходима, чтобы:

  • получать электронные государственные услуги, например оформление справок и документов для материального обеспечения в любое время суток;
  • обращаться в онлайн-приемные Казахстана;
  • выполнять онлайн-платежи;
  • представлять товары и услуги на онлайн-тендерах;
  • отслеживать очередь на жилье, детский садик;
  • получать информацию о медицинском страховании;
  • работать с любыми финансовыми документами;
  • заключать сделки.

Использование ЭЦП позволяет минимизировать риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена документами и придания документам юридической значимости. Подпись в разы ускоряет процесс движения и обмена документов. Она заменяет при безбумажном документообороте традиционную печать и подпись.

Область применения ЭЦП:

  • ИС «Государственные закупки»;
  • ИС «Электронная статистическая отчетность»;
  • ИС «Депозитарий финансовой отчетности»;
  • система ГБД «Е-лицензирование»;
  • ИС «Казначейство–Клиент».

Электронная цифровая подпись необходима каждому гражданину, который работает с электронными документами и кому необходимы государственные услуги. Главным плюсом ЭЦП считают то, что ее невозможно подделать. Документы, подписанные с помощью электронной подписи, доставляют адресату в течение нескольких секунд независимо от расстояния. Оформите электронную подпись и решайте важные дела, не выходя из дома.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/instructions/1734779-cto-takoe-ecp-i-dla-cego-ona-nuzna-v-rk/

jitsu gif