НИИ «Искусственный интеллект»: В ближайшем будущем возможно создание умного робота, говорящего на казахском

Опубликовано:

«Искусственный интеллект» – как много вопросов и опасений вызывает данное словосочетание: «Неужели совсем скоро машины станут умнее людей?», «Действительно всю работу будут выполнять роботы?»

Чтобы разобраться, что такое AI и нейросети, мы побеседовали с доктором наук и сотрудником НИИ «Искусственный интеллект». Гульмира Бекманова рассказала, чем роботы похожи на детей и где в обычной жизни казахстанцы могут встретить роботов.

Искусственный интеллект: «В ближайшем будущем возможно создание умного робота, говорящего на казахском»

- Здравствуйте, Гульмира Тлеубердиевна. Расскажите, что такое нейронная сеть и чем она отличается от Искусственного интеллекта?

- Искусственный интеллект или AI – это наука и технология создания интеллектуальных машин, компьютерных программ и систем, которые могут выполнять такие функции, которые, как считалось ранее, мог выполнять только человек. То есть подобные машины могут делать выводы, самостоятельно принимать решения, распознавать образы.

Нейронная сеть – это часть Искусственного интеллекта, математическая модель, которая реализуется программным или аппаратным путем. Основной принцип ее работы - копирование биологических нейронных сетей, то есть то, как работают нервные клетки живого человека.

- Многим кажется, что новые технологии – нечто недоступное простому обывателю. Насколько распространено использование Искусственного интеллекта в повседневной жизни?

- Как только появились достаточно мощные компьютеры, которые позволяют делать большие вычисления, сфера начала активно расти. Последние 50-60 лет мы можем наблюдать огромный скачок в развитии технологий, и на сегодняшний день они вышли на такой уровень, что поражают воображение. Сейчас роботы выполняют действия так, как это делает человек: работают, разговаривают, испытывают эмоции.

Сейчас нас повсеместно окружают интеллектуальные технологии. Например, смартфоны имеют встроенные элементы Искусственного интеллекта, большинство приложений повседневно также пользуются отпечатками пальцев, Face ID, распознаванием голоса. Все это является распознаванием образов – элементом AI. Подобное применимо и в быту: при въездах в паркинг существует распознавание номеров машин. Стиральные машины, домофоны, холодильники также имеют полезные для их работы компоненты ИИ.

- Может ли ошибаться Искусственный интеллект при принятии решений и от чего зависит этот фактор?

- Искусственный интеллект так же, как и человек, может ошибаться. Существует вероятность принятия неверного решения, потому что система не обладает полными знаниями как человек, у нее нет интуиции, жизненного опыта, что обычно также влияет на совершение выбора.

Для того чтобы система работала хорошо, загружаемые данные должны быть правильно подготовлены. Система должна быть настроена на решение каких-либо конкретных задач и в нее должны быть загружены определенные нейросети: для распознавания голоса – одни, для лиц – другие.

Искусственный интеллект: «В ближайшем будущем возможно создание умного робота, говорящего на казахском»

Профессора говорят, что нейронные сети нужно обучать как ребенка, объясняя, что есть что: «Вот это стол», «Вот это стул». Чаще всего данные подаются в виде таблиц. Если система самообучающаяся, то она анализирует полученный результат, сравнивает с тем, к какому надо стремиться, и если он не достигнут, то она сама продолжает себя обучать. Если есть «учитель», то он подкорректирует результат и объяснит, что не так.

- В каких сферах казахстанцы используют ИИ для упрощения рабочих процессов?

- Помимо этого искусственный интеллект имеет разные варианты применения. В качестве примера можно рассмотреть поисковик Google. Он анализирует предпочтения пользователя, его интересы и на основе анализа выдает наиболее подходящие результаты на запрос. Если два человека разного возраста, образа жизни введут одинаковый запрос на своих устройствах, Google предложит различные наборы данных – ответов.

Как и во всем мире, Искусственный интеллект распространен в Казахстане. Обычный человек может столкнуться с использованием ИИ, обратившись в колл-центры местных компаний и организаций. Позвонив по номеру 1414, в колл-центр, который поддерживает электронное правительство Egov, вы услышите робота. Он распознает вопрос, по которому обращается звонящий, и переключает на оператора.

Самообучаемость систем – это удобно. Именно поэтому AI так популярен в рекламе, финансах, медицине, транспорте, рекрутинге.

Полную историю болезни, данные об анализах за все годы лечения, текущее состояние организма – все это может собрать и структурировать система искусственного интеллекта. Данные, загруженные в базу, не ускользнут от внимания электронного мозга и будут быстро обработаны. Так работает система от IBM под названием Watson Health. Ее в Казахстане используют врачи онкологи.

В рекламе, благодаря ИИ, на смену персонализации пришел новый тренд – гипер-персонализация. Данные, получаемые о человеке онлайн, практически сразу адаптируют коммуникацию и делают ее еще более персонифицированной. Вне зависимости от размера аудитории, ИИ способен создать уникальный диалог с каждым пользователем и предоставить релевантную информацию, которая поможет ему с решением о покупке. Подобных примеров много.

- Реализуются ли в Казахстане проекты по исследованию и созданию Искусственного интеллекта?

- В связи с тем, что в 2018 году была принята госпрограмма «Цифровой Казахстан», взгляд на сферу информационных технологий изменился. Сейчас в стране осуществляются исследования в области Искусственного интеллекта. По большей части они ведутся в программной части, а не в аппаратной.

Искусственный интеллект: «В ближайшем будущем возможно создание умного робота, говорящего на казахском»

При Евразийском национальном университете существует НИИ «Искусственный интеллект», который выполняет научные проекты в данном направлении. Если брать тематику диссертаций: магистерских, докторских, то AI считается одним из популярных направлений – 80-90% работ в области IT имеют исследования в сфере Искусственного интеллекта. Также есть небольшая группа молодых ученых, которые работают в лаборатории в Назарбаев Университете. Однако в Казахстане не так много специалистов, которые работают над технологией, потому что это требует определенного бэкграунда.

Естественный язык, на котором будет говорить робот, не является проблемой при использовании машины. Робот может понять вас, если у вас есть математическая теория этого языка. Для казахского языка проделаны большие работы – синтез и понимание казахского языка возможны уже сейчас. Поэтому в ближайшем будущем вполне возможно создание местными учеными умного робота, говорящего на казахском.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/devices/1806775-nii-iskusstvennyj-intellekt-v-blizajsem-budusem-vozmozno-sozdanie-umnogo-robota-govorasego-na-kazahskom/

Автор: Тилеген Султан
НИИ «Искусственный интеллект»: В ближайшем будущем возможно создание умного робота, говорящего на казахском jitsu gif
jitsu gif