Сколько операторы зарабатывают на услугах связи в казахстанских селах

Опубликовано:

Телекоммуникационная вышка
Фото: Beeline Казахстан

Доступность мобильного интернета является одной из причин, по которой Казахстан уверенно держит лидирующие позиции по потреблению трафика в разрезе одного пользователя. Если среднемировой показатель составляет 9,9 Гб, то в нашей стране это 14,4 Гб.

Примечательный факт заключается в том, что пользователи сельских районов не отстают от городов, регулярно прибегая к цифровым сервисам. Так рост потребления мобильного интернета 2021 года к 2020-ми в компании Beeline составил 42% и даже обогнал средний показатель по стране на 0,2 Гб. Одна из причин столь небольшого разрыва между городом и селом — программа "250+", эффективность которой отметили международные эксперты ассоциации мобильных операторов GSMA.

По словам представителей Beeline Казахстан, одного из участников проекта "250+", мобильный интернет которого появился в более 1 500 селах, никакого увеличения доходов от этой инициативы компания не планирует.

"С точки зрения бизнеса проект нерентабельный", - отмечают в компании.

Затраты на установку только одной базовой станции, включая оборудование, антенно-мачтовое сооружение и высотно-монтажные работы, могут достигать 100 млн тенге. Помимо этих расходов, на оператора ложатся затраты на строительство транспортной сети, которые могут быть увеличены из-за отдаленности района или холмистого рельефа — мачты радиорелейной трансмиссии должны находиться в прямой видимости друг от друга, поэтому в условиях горного ландшафта требуются дополнительные станции переприема. Кроме того, базовые станции связи, как и любое другое оборудование, требует регулярного технического обслуживания, замены изношенных и вышедших из строя компонентов.

При этом в каждом отдельном селе небольшое количество абонентов и их небольшие траты на услуги связи не покрывают даже эксплуатационных затрат на установку базовых станций, поэтому окупаемость инвестиций и получение дохода в подобных условиях — нереализуемая задача. А размер налоговых льгот несопоставим с инвестициями операторов в отрасль. Так, в 2021 году капитальные затраты Beeline Казахстан достигли отметки в 57,7 млрд тенге, для сравнения: этот показатель у Kcell составляет 38,1 млрд.

Зачем в таком случае оператору участие в подобном проекте? Сегодня мобильная связь стала услугой первой необходимости наравне с водопроводом или электроснабжением, а социальная миссия Beeline — обеспечить стабильность и качество этой услуги, став надежным партнером абонента в цифровом мире развлечений, мобильного банкинга, образования, телемедицины и других продуктов.

При этом стоит задача расширять и укреплять покрытие не только в сельских районах, но и городах, поскольку вместе с ростом населения приходит и рост абонентов, а обилие цифровых сервисов влечет увеличение трафика, что усиливает нагрузку на сеть, которую необходимо компенсировать активным строительством новых базовых станций и установкой дополнительного оборудования. Кроме того, не прекращается многолетняя борьба с радиофобами, которые являются основной причиной не исчезающих "белых пятен" в центральных и окраинных районах городов, пояснили в компании.

*На правах PR.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/1979772-skolko-operatory-zarabatyvayut-na-uslugah-svyazi-v-kazahstanskih-selah/

jitsu gif