KZ

Президенту представили проекты Big Data-аналитики АО «Казахтелеком»

Касым-Жомарт Токаев, Аскар Мамин и Куанышбек Есекеев
Фото: АО "Казахтелеком"

Президенту страны Касым-Жомарту Токаеву представили проекты, основанные на Big Data-аналитике, в ходе форума фонда «Самрук-Казына», который прошел 11 февраля, передает NUR.KZ.

АО «Казахтелеком» активно использует платформу Big Data-аналитики, к примеру, в Алматы высокотехнологичные инструменты применялись для борьбы с распространением коронавируса. Это позволило отслеживать перемещение населения в режиме реального времени, используя обезличенные данные абонентов мобильной связи.

Благодаря такому подходу вычислялись потенциально опасные районы, а власти города могли вовремя предпринимать превентивные меры. Потом систему интегрировали с видеонаблюдением в местах скопления людей, чтобы контролировать соблюдение масочного режима, в том числе, в автобусах.

Автобус
Фото: depositphoto

Также благодаря системе оперативно решался вопрос увеличения количества автобусов на маршрутах в час пик, чтобы пассажиры могли соблюсти социальную дистанцию. Такие проекты можно внедрять в супермаркетах и больницах, отметил председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Сейчас система внедряется в медучреждениях Карагандинской области и на автобусных линиях в Кокшетау.

«Этот проект стал частью той работы, которую наша компания на протяжении нескольких лет проводит в рамках дальновидной политики нашего основного акционера – фонда «Самрук-Казына» по насыщению рынка страны эффективными отечественными технологиями», - добавил Есекеев.
АО "Казахтелеком"
Фото: АО "Казахтелеком"

Кроме того, инструменты Big Data используются для аналитики фискальных данных, что актуально для государственного управления и планирования бюджета в периоды турбулентности экономики и ее последующего восстановления.

Сегодня оператор фискальных данных АО «Казахтелеком» может агрегировать данные обо всех покупках, которые совершаются. Это помогает и отслеживать негативные явления на рынке, например, выявлять резкие скачки цен на продукты и медикаменты и сразу же принимать меры.

В дальнейшем АО «Казахтелеком» планирует развивать аналитическую платформу, прогнозировать сценарии развития экономики в стране и каждом ее регионе. Используя фискальные данные субъектов бизнеса, система позволяет составить картину покупательской активности по часам, дням и месяцам, динамику спроса на тот или иной продукт. Для предпринимателей это – отличная возможность рационально задействовать свой штат и наладить эффективную систему поставок товаров.

АО "Казахтелеком"
Фото: АО "Казахтелеком"
«С помощью фискальных данных можно оценивать, насколько жители отдельных районов обеспечены услугами или товарами, анализировать наиболее пострадавшие сегменты бизнеса и планировать меры восстановления или развития городской экономики. На сегодняшний день проект ОФД функционирует по всему Казахстану, мы можем утверждать, что анализируем каждый фискальный чек налогоплательщиков», - заявил Есекеев.

Также президенту показали, как работают системы маркировки и прослеживания табачной продукции. С помощью Data matrix кода можно отследить весь цикл движения товаров - от производителя до конечного потребителя. Код содержит информацию о производителе, оптовых и розничных продавцах, и фиксирует каждую наценку на товар. Считать его можно специальным сканером, при этом код надежен – он защищен от подделки.

QR-code
Фото: АО "Казахтелеком"

Таким образом, благодаря мобильному приложению от АО «Казахтелеком», можно очистить казахстанский рынок от контрафактной и контрабандной продукции. Потребитель и сам сможет проверить происхождение сигарет.

Обязательная маркировка сигарет введена в Казахстане с 1 октября 2020 года, но немаркированный товар предприниматели могут реализовать до 1 октября 2021 года, после чего немаркированная продукция будет считаться контрафактом.

Сегодня уже 17 тысяч пользователей зарегистрировано в системе и цифра растет – порядка 300 предпринимателей регистрируется ежедневно.

За сигаретами, маркировкой охватят и другие виды товаров. Например, уже в 2019 году объем теневого рынка обуви почти сравнялся с официальными продажами – 34 млн и 36,5 млн пар соответственно. Также в прошлом году стартовал пилотный проект по маркировке фармацевтических препаратов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/technologies/business/1898638-prezidentu-predstavili-proekty-big-data-analitiki-ao-kazaxtelekom/