Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Как директоры казахстанских телеканалов отнеслись к запрету на показ рекламы

Опубликовано:

С первого января 2016 года в Казахстане вступают в силу поправки в Закон «О телерадиовещании». Подписанные главой государства, они запрещают показ рекламы на ретранслируемых иностранных телеканалах, и, следовательно, заметно меняют устоявшуюся десятилетиями систему распределения рекламных бюджетов на отечественном телерынке.

Значительные финансовые средства перестанут оседать в карманах зарубежных телевещателей, и, оставшись внутри страны, могут быть направлены на качественное развитие отечественного телевидения. Поправки решают и другую стратегическую задачу государства – обеспечение национальной, в том числе информационной, безопасности страны.

Внесенные поправки означают полный запрет на распространение рекламы на ретранслируемых телеканалах, согласно новой редакции статьи 34 Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании»:

1. Ретрансляция теле-, радиоканала, теле-, радиопрограммы осуществляется без внесения изменений в содержание, если иное не предусмотрено договором между операторами телерадиовещания и теле-, радиокомпанией — правообладателем, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящей статье;

2. Операторы телерадиовещания при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан не должны допускать распространения рекламы.

Поправки опубликованы в официальной прессе в начале ноября, но за это короткое время противники нововведений успели развернуть в СМИ горячие дискуссии. Мы же попросили высказать свое мнение и руководителей казахстанских телеканалов, и авторитетных экспертов.

«Безгранично гоняли рекламу…»

"Я, конечно, поддерживаю эти поправки, -— заявил в интервью Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев. — Да, ведутся разговоры, что кабельные операторы понесут финансовые потери. С другой стороны, этот вопрос до настоящего времени не регулировали, и операторы, которые представляют ретранслируемый контент, безгранично гоняли рекламу, причем, не всегда она отвечала нашему менталитету. Да, кабельные операторы также могут говорить, что они не могут вырезать рекламу зарубежных каналов и т.д. — но вспомните, когда вводился Закон об обязательном вещании не менее 50 процентов эфира на государственном языке — то также были возмущения, но прошло время, и все устаканилось. На самом деле реклама должна регулироваться нашими законами, поэтому к данным поправкам я отношусь положительно. Это в какой-то степени поможет казахстанским телеканалам. Это благо для эфирных каналов и их поддержка".

"Говорят также, что теперь реклама уйдет в интернет. Но я не совсем согласен с этим мнением. В Казахстане, во-первых, не такое большое население. Во-вторых, активными пользователями Интернета в основном являются жители Астаны, Алматы, Караганды. Мы проводили в прошлом году исследование, которое показало, что почти 90% населения Казахстана получает информацию посредством телевидения. Поэтому рекламодатели по-прежнему будут заинтересованы в продвижении своих товаров на эфирном ТВ", - отметил Сейтказы Матаев.

«Никакой угрозы для кабельного ТВ нет»

Жалобы кабельных операторов на высокую угрозу для их бизнеса как такового не вполне состоятельны, считает генеральный директор Седьмого канала Куат Бахридинов.

Во-первых, по его словам, основным источником дохода кабельных операторов должна быть абонентская плата — и именно в тарифной политике по отношению к предпочтениям пользователя, соцдемпрофилю региона, выбору тех или иных каналов и заключается свобода и вариативность ценообразования.

Во-вторых, продолжает г-н Бахридинов, дополнительным источником доходов «кабельщиков» могут быть дополнительные опции — подключение к услуге кабельного ТВ и сдачи в аренду (с вариантом последующего выкупа) приставок (абонентских устройств), а также услуги по настройке ТВ-приемников. «Когда кабельные операторы говорят про доходы от рекламы, речь идет о врезках непосредственно в программные блоки либо о бегущей строке, которая популярна в регионах. В основном, подобная реклама размещается на российских каналах (либо группе каналов) — таких, как НТВ-Мир, РТР-Планета, Первый канал — Всемирная сеть, и некоторых нишевых», — отмечает гендиректор «Седьмого телеканала».

Таким образом, у кабельных операторов существует от 3-х до 4-х видов источников дохода.

«При этом, повторюсь, основной источник дохода для них – абонентская плата, - подчеркивает г-н Бахридинов. — С учетом недавних изменений по либерализации рынка даже крупным кабельным операторам разрешили самостоятельно устанавливать тарифы за свои услуги, чтобы рынок кабельного ТВ сам определил оптимальный ценовой спрос. И, если помните, тарифы в позапрошлом и в прошлом году выросли, увеличив и доходность кабельных операторов».

«Конкуренция на рынке была неравной»

"Еще перед принятием данных поправок в ходе дискуссий казахстанских медийных структур, в которых я тоже участвовал, вырисовывалась такая картина: на внутреннем казахстанском рынке доминировали иностранные СМИ, особенно российские, которые легко выходили к нам, не тратя больших ресурсов и получая большие куски рекламного пирога, — говорит известный казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. — Хотя с экономической точки зрения это неправильно, конкуренция была неравной, и на самом деле это казахстанские СМИ должны были получать рекламные бюджеты. Поэтому я полностью поддерживаю принятые поправки".

Неравными условия работы на рынке считает и директор представительства международной организации Internews network в Казахстане Ержан Сулейменов. По его словам, ограничения должны касаться только коммерческой рекламы.

«И это выглядит как справедливое решение — так как иностранные каналы не обязаны выполнять требования о производстве контента на казахском языке и производить контент на территории страны. А казахстанские каналы под угрозой закрытия обязаны выполнять эти требования и нести дополнительные расходы. При этом продажа рекламы и размещение ее на иностранных каналах в РК сокращает рекламные поступления местных телеканалов» По мнению г-на Сулейменова, важно, чтобы под действие поправок не попадали эфирные анонсы и социальные ролики.

С тем, что на казахстанском телевизионном рынке уже давно сложилась неадекватная ситуация с распределением рекламных средств, и долгие годы существовала неконкурентная среда, согласен и генеральный директор телеканала КТК Канат Сахариянов.

"Крупные мировые рекламодатели, видя, что иностранные каналы свободно и без преград покрывают территорию Республики Казахстан, направляют им свои рекламные бюджеты и происходит это там же – за границей. То есть эти деньги в Казахстан не заходят вообще. В итоге рекламодатель все равно получает казахстанскую аудиторию. Мы же – казахстанские телеканалы – платим деньги за распространение нашего сигнала и потом уже стараемся собрать деньги с размещенной у нас рекламы. Выходит, мы попросту кормим иностранные каналы, которые потратили на вещание в Казахстане ноль тенге, но очень даже неплохо на нем зарабатывают. И при этом данные СМИ не обращают внимания на обязанность выполнения прописанных в наших законах требований. Большинство стран постсоветского пространства уже приняли законы, которые на своей территории запрещают рекламу на иностранных телеканалах. Этим самым власти защищают и развивают собственные телевизионные рынки»", - отметил Сахариянов.

"Отечественные телеканалы должны выполнять все требования законодательства Республики Казахстан – о СМИ, о телерадиовещании, рекламе, языках и все остальные имеющиеся", — уверен Сахариянов.

"Так, мы – казахстанские телеканалы – должны вещать на государственном языке не меньше, чем на других, а также производить не менее 40 процентов собственного контента. Необходимо развивать отечественный продукт, а не только покупать и ретранслировать чужое. Кроме того, мы должны обеспечить лиц с ограниченными возможностями сопровождением новостей сурдопереводом. Мы также выполняем множество других требований казахстанского законодательства. При всем этом КТК заботится и о нашей самоидентичности, о предпочтениях именно казахстанской аудитории. Иностранные телеканалы на данный момент не выполняют эти требования. В результате создается ситуация, при которой игроки рынка оказываются в неравных условиях. Дисбаланс сил привел к неравному распределению рекламных бюджетов на телевизионном рынке. Но сегодня именно реклама является единственным источником дохода эфирных каналов. В особенности это относится к частным телекомпаниям", - продолжает Сахариянов.

«Колоссальные деньги теперь будут оставаться на внутреннем рынке»

"Подписанные Президентом поправки в Закон «О телерадиовещании» мы воспринимаем как наиболее позитивную инновацию — из всего, что происходило с отечественным медиа-рынком за два последних десятилетия, - отмечает генеральный директор «31 канала» Багдат Коджахметов. — Говорю это без всякого преувеличения: о необходимости такой меры, как запрет рекламы на ретранслируемых иностранных каналах и я, и многие мои коллеги без устали говорили последние несколько лет. И вот наконец-то устранено наиболее значительное, казавшееся уже непреодолимым препятствие на пути эффективного развития отечественного ТВ. Колоссальные деньги — по нашим оценкам, до четырех миллиардов тенге в год — теперь будут оставаться на внутреннем рынке, в нашей профессиональной индустрии, служить ее развитию, выводу казахстанского телепроизводства на мировой уровень. Это новые сериалы и шоу, новые лица и новые идеи, новые технологии и форматы… Это как раз все то, чего пока не вполне хватает нашим телеканалам, чтобы зритель поверил в казахстанское телевидение! Это, например, около семидесяти новых высококачественных ситкомов — по двадцать серий. Если посчитать вдумчиво, то даже в соседней России на неполных 150 млн. населения производят чуть менее 15 тысяч часов новых сериалов в год; в Казахстане на 17, 5 млн. жителей — всего 200 часов в год! За десять лет — из-за того, что огромные средства оседали, по сути дела, на счетах иностранных телевещателей — наш зритель недополучил десятки тысяч часов премиального контента, и на этом одном россияне, индусы, турки заработали сотни миллионов долларов. Я уж не говорю, что на эти деньги можно было бы построить 5-6 новых отечественных нишевых телеканалов: емкость телепротребления в нашей стране позволят запустить хоть еще пятьдесят развлекаткльных телеканалов. А это не только качественный рывок всей индустрии вперед, но и налоги, и рабочие места. Так как же мы можем не приветствовать все это? Будучи по сути придушенными столько лет — как мы можем возражать, что нам наконец-то позволили дышать полной грудью?"

"И еще: конечно, сейчас мы слышим разные мнения. Я хочу призвать всех участников рынка вспомнить, что развитие отечественной телеиндстрии прежде всего в интересах всех казахстанцев, в интересах нашей общей культурной, ментальной и социальной идентичности, в интересах национальной информационной безопасности. Принятое решение не только эффективно, но и неизбежно: это новая, настоящая реальность без искусственных барьеров, в которой всем нам жить. Честность, открытость и взаимоуважение в такой ситуации, как мне кажется, очень важны", - заявил Коджахметов.

"Мы ожидаем, что определенная часть бюджетов, которую рекламодатели направляли на российские телеканалы в кабельных операторах (здесь речь идет на 90% только о российских телеканалах, т.к. реклама шла именно на них) будет переориентирована на отечественные телеканалы, как республиканского, так и регионального уровня, что позволит повысить качество определенных телепередач, снять несколько отечественных сериалов, повысить качество новостей, - говорит гендиректор «Седьмого телеканала» Куат Бахридинов. - Нашему казахстанскому телезрителю тут важно понять, что речь не идет о запрете иностранных каналов как таковых, а только о запрете рекламы на них. Если они смотрят российское или иное ТВ, они и будут продолжать его смотреть. Мы, в свою очередь, приложим все усилия, чтобы поднять качество отечественного ТВ и «переманивать» таким образом телезрителей в свою сторону. Это постоянная работа. Без поддержки самих казахстанцев и государства при том объеме рекламного рынка, который существует в Казахстане, сделать эту работу очень непросто".

«Поправки обеспечивают информационную безопасность нашей страны»

"Теперь, когда с принятием поправок ситуация на рынке должна кардинально поменяться, важно, чтобы наши телеканалы наращивали свое присутствие на рынке за счет качественного улучшения своего контента, в том числе на казахском языке, - резюмирует Досым Сатпаев. - Я также поддерживаю данные поправки в закон о телевещании и с точки зрения национальной безопасности. Ранее я уже не раз отмечал в своих выступлениях, что наша республика превратилась в своеобразную информационную колонию, когда иностранные СМИ активно формируют сознание наших граждан, втягивают их в свои информационные войны".

"Так что поддержка отечественного телевидения должна быть не только через госзаказы и поддержку государственных СМИ, тем более, что это не всегда эффективно. Нужно поддерживать и негосударственные СМИ, чтобы создать конкурентную среду, наращивать свои информационные ресурсы, создавать свое информационное поле, где мы сами диктуем условия", - отметил Сатпаев.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/968247-kak-direktory-kazakhstanskikh-telekan/