Спустя 70 лет потомки чеченской девочки нашли в Актобе приютившую ее семью во время депортации
Опубликовано:
Родные чеченской девочки нашли в Актобе семью, которая спасла ее во время депортации. Это произошло через 70 лет после тех событий, пишет издание "Диапазон".
В марте 1944-го года в поселок Шахта Шалкарского района привезли депортированных чеченцев. Среди сотен высланных была маленькая девочка Мирса Абубакарова - она была сиротой.
Местный председатель поселкового совета Сулеймен Танкаев, который занимался расселением, забрал девочку домой после того, как она вцепилась в его руку и не хотела отпускать.
Мирса жила в семье Танкаевых.
"Наш отец, Танкаев Сулеймен, был тогда председателем поселкового совета, занимался размещением депортированных. В тот день он вернулся уже ночью. Привел с собой девочку. Ее пронзительный плач был слышен издалека. Придя домой, девочка плакать перестала, но от отца не отходила. Она и уснула рядом с ним. Девочка не понимала наш язык, мы - ее. Иногда она плакала, потом переставала, нам было ее очень жаль. Дня два она ела рядом с отцом, рядом с ним спала. На третий день мама посадила нас всех и, показав на старшего брата, сказала: "Это Тураш", дальше стала перечислять: "Это Даража", "это Сантай", "это Райса", "а ты?". Девочка показала на себя и сказала: "Мирса". Мы все захлопали в ладоши, стали прыгать, и девочка впервые улыбнулась", - вспоминает 91-летняя Даража Бактыгереева.
Как оказалось, мать Мирсы умерла при родах, а отец погиб после призыва в 1941 году. Девочка жила у тети, но во время депортации они потеряли друг друга.
Здесь девочку определили в казахскую школу, вместо третьего на пошла в первый класс. Мирса быстро выучила язык.
"Мама наша была родом из Шали. Когда семью тети, у которой она жила, депортировали в Казахстан – а вывозили туда всех, кроме старых и больных людей (их расстреливали или сбрасывали в пропасть), она потерялась и оказалась в Шахте. Только в 57-м она вернулась на родину. Вышла замуж, всю жизнь проработала в колхозе овощеводом. Была большой труженицей, передовиком. Ее избирали депутатом. С отцом они вырастили 4 сыновей и 4 дочерей. Не стало ее в 2017 году. С детства она нам пела казахские песни, учила счету на казахском. Когда подросли, рассказывала, что в далеком казахском ауле есть большая семья, которая ее приютила и спасла. Что вторые родители никогда не отделяли ее от своих детей – они ели вместе за одним дастарханом. Даже на родине мама соблюдала казахские традиции", - рассказал сын Мирсы Арби Экмурзаев.
Депортированные чеченцы стали возвращаться на родину в 1957 году - за Мирсой тогда приехал ее родственник.
"Сильнее всех плакала наша мама. И она, и папа были людьми с большим сердцем. Пока Мирса жила у нас, ее никто не искал. Только после смерти Сталина люди стали писать, искать друг друга. Не отпустить Мирсу родители не могли. После отъезда мы потеряли с ней связь. Но в нашей семье всегда о ней помнили", - рассказала Даража Бактыгереева.
Два года назад выходцы из Шахты, среди них много молодых, решили огородить поселковые кладбища. В том числе захоронения депортированных. На собрание по этому поводу пригласили представителей чеченской и других диаспор.
"Я передал на родину фото наше с Мирсой, сделанное в 49-м году. Отец, чтобы сфотографироваться, возил нас в Бершогыр. Через время отозвались дети нашей Мирсы! Оказалось, они живут в Веденском районе. Сама Мирса, к сожалению, умерла в 2017-м", - рассказал брат Бактыгереевой Аскар Танкаев.
Летом состоялось открытие памятного знака, осенью приехали представители диаспор. Среди приехавших гостей из Чечни были два сына Мирсы, Арби и Али.
"Мы проехали почти 2 тысячи километров, чтобы посетить могилы усопших, поблагодарить казахский народ, встретиться с семьей Танкаевых, которая спасла нашу мать во время депортации. В Эмбе мы посетили могилы Сулеймена и Зияды Танкаевых, в Актобе встретились с их детьми, с которыми росла наша мама, побывали в Шахте. Я впервые был в этих местах, но было такое ощущение, что это все мне родное. Что это я когда-то потерялся и нашел своих близких. Я мужчина, и не должен плакать, но сдержать слезы, находясь там, было невозможно. Как тепло нас встретили! Мы безмерно благодарны семье Танкаевых, и низкий от нас поклон всему казахскому народу. Мама всегда говорила, что у нее много родных в Казахстане. Со слезами вспоминала своих вторых родителей - Сулеймена и Зияду Танкаевых, которые ее спасли. Мы были рады, что смогли поклониться их памяти, встретиться с их детьми, сказать рахмет", - рассказал Арби Экмурзаев.
Напомним, в начале пошлого года мы писали, что житель Якутии нашел родственников отца в Казахстане спустя 40 лет.
А в области Жетісу полицейские помогли казахстанке найти сестру, связь с которой она потеряла еще 20 лет назад.
Эксклюзивный контент и новости только для вас! Подпишитесь на Telegram!
Подписаться
Нашли ошибку в публикации? Сообщите нам об этом.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2307303-spustya-70-let-potomki-chechenskoy-devochki-nashli-v-aktobe-priyutivshuyu-ee-semyu-vo-vremya-deportacii/