jitsu gif
Провели подряд дней с нами

Асфальт будущего: как в Казахстане осваивают технологию Superpave - большой репортаж

Асфальтоукладочные работы
Фото: АО "КаздорНИИ"

В Казахстане проложили первые километры дорог по технологии Superpave. Новая система обещает продлить жизнь дорогам до 20 лет без капитального ремонта. Корреспондент NUR.KZ рассказывает, как асфальтобетонная смесь по технологии Superpave проходит испытания в лаборатории и превращается в прочную дорогу.

Лаборатория: "асфальт больше не будет одинаковым"

Запах горячего битума, шум приборов, металлические столы заставлены образцами асфальтобетонной смеси. В лаборатории КаздорНИИ кипит работа: путь "асфальта будущего" начинается именно здесь. При создании дорог по технологии Superpave (Superior Performing Asphalt Pavement), в первую очередь ученые института подбирают битум – это вяжущее, которое склеивает все компоненты смеси воедино.

Лаборатория
Фото: АО "КаздорНИИ"

После определения битумной марки, подбираются щебень, песок, минеральный порошок и другие составляющие. Да, каждый компонент выбирается отдельно, ведь все должно сочетаться идеально.

"Особенность новой методики в том, что асфальт больше не будет одинаковым. Для каждого участка дороги мы рассчитываем собственный состав, ведь в Казахстане север и юг даже одной и той же области требуют разных решений. Это уже не универсальный рецепт как раньше, а смесь под конкретный климат, температуру покрытия, интенсивность движения", – рассказывает заместитель директора филиала КаздорНИИ в Алматы Галия Асанова.

Из готовой смеси прессуют образец: в течение 3-х дней тестируется плотность и остаточная пористость. Насколько правильно они будут подобраны, тем дольше он прослужит.

Дальше – еще испытания. Готовый образец смеси асфальта снова прессуют на специальной установке. Машина, похожая на уменьшенный каток, имитирует укладку асфальта. Через несколько минут готова модель будущей дороги. Ее помещают уже в другую установку, которая имитирует движение автомобильного колеса – так образец испытывают на колееобразование.

Завод: "за смену выходит 800 тонн смеси"

Асфальтобетонный завод
Фото: АО "КаздорНИИ"

После выведения идеального образца, состав смеси передается инженерам асфальтобетонного завода. Здесь стоит огромная машина для замешивания асфальта: компоненты в бункере нагреваются до 180 градусов, после чего перемешиваются с битумным вяжущим. Готовая асфальтобетонная смесь выпускается уже при температуре 185 градусов.

"Выход одного цикла замеса – около 35 тонн, цикл запускается каждые 10 минут. В среднем, за смену выходят 800 тонн смеси, но иногда бывает и 1 000 тонн", – поясняет рабочий, с гордостью показывая на дисплей.

Завод
Фото: АО "КаздорНИИ"

Здесь все по стандарту: температура нагрева контролируется автоматически, каждая порция фиксируется. Компоненты асфальта точно дозируются по рецептуре ученых через компьютерную систему. Только что произведенная партия отправляется на трассу Астана – Щучинск.

На трассе: "Мы готовились к внедрению Superpave более 3-х лет"

Ремонтные работы
Фото: АО "КаздорНИИ"

97-й километр дороги Астана – Щучинск. Рабочие готовятся к укладке асфальта, он раскален до 170 градусов. Грузовик с поднятым кузовом высыпает черную массу в асфальтоукладчик. Машина ровным слоем распределяет смесь, а каток сразу же уплотняет ее, при укатке смесь достигала до 155 градусов.

"Сейчас мы укладываем 6-й апробационный участок по новой технологии. Один грузовик в 35 тонн дает 30-40 метров дороги. Сегодня у нас 10 машин, значит получится примерно 350-400 метров", — рассказывает Галия Асанова.

Эксперты отмечают, что финальные выводы по покрытию можно будет сделать через 2 года: чтобы говорить о качестве, асфальт должен "прожить" все сезоны года по 2 раза. Летом проверяют покрытие на колейность, а зимой - на хрупкость.

"Необходимость перехода на новые решения продиктована сегодняшними реалиями казахстанских дорог. Каждый год растет интенсивность движения, увеличивается поток грузового транспорта и осевая нагрузка. Но главным вызовом остается климат. Казахстан - страна с резко континентальными погодными условиями, где летом температура может подниматься до +50 градусов, а зимой опускаться до -40. Такие перепады приводят к деформациям, трещинам и колееобразованию на покрытиях, построенных по традиционным методам. В результате возникает необходимость в частом проведении ремонтных работ и увеличении затрат на поддержание дорог в рабочем состоянии", – подчеркивает заместитель директора филиала КаздорНИИ в Алматы Галия Асанова.

Лаборатория
Фото: АО "КаздорНИИ"

Технология Superpave дает ответ на эти вызовы. Она учитывает температурные режимы и специфику транспортных нагрузок, а состав асфальтобетонной смеси подбирается так, чтобы покрытие сохраняло прочность в условиях сильной жары и морозов. Адаптацией метода под казахстанский климат занимаются ученые КаздорНИИ: с 2024 года по июнь текущего года специалисты института провели более 300 лабораторных испытаний. Результаты показали, что смеси по системе Superpave лучше противостоят влаге, высоким температурам и повторяющимся нагрузкам. При этом, испытания асфальтобетонного состава занимают всего 3 дня вместо 15.

"Мы готовились к внедрению Superpave более 3-х лет: изучали технологию, ее целесообразность, закупили оборудование, разработали стандарты. Как было утверждены первые 3 национальных стандарта, были заложены и первые пробные дороги в 2024 году. Сейчас нам предстоит утвердить еще 14 стандартов", - отмечает главный эксперт Управления науки и качества работы, Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта Республики Казахстан Мейрхан Бекесов.

В Казахстане уже уложены первые километры по Superpave на трассах Алматы – Хоргос, Отар – Узынагаш, Капшагай – Курты, а теперь и в Акмолинской области. При успешной апробации технологии, полный переход к Superpave планируется к 2029 году.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

Instagram
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.