jitsu gif branding logo appbranding logo app

inDrive и ОБСЕ провели тренинг для водителей Казахстана по этичному общению с женщинами в такси

Тренинг для водителей inDrive
Фото: InDrive

В Алматы прошел необычный тренинг для водителей inDrive, посвященный этичному общению между водителями и женщинами-пассажирками. Обучение прошло в Алматы при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Астане. В нем участвовали 50 водителей, представители МВД и Минкультуры РК, а также активистки по защите прав женщин - правозащитницы и эксперты по гендерному равенству, сообщает inDrive.

Тренинг стал частью широкой кампании, направленной на повышение культуры общения между мужчинами и женщинами во время поездок в Казахстане.

По словам организаторов, многие конфликты на дороге возникают не из-за плохих намерений водителей, а из-за непонимания границ. Водители не всегда осознают, что их шутка или вопрос могут быть неуместными.

Как отметил ассоциированный профессор Международного казахско-турецкого университета имени Х.А. Ясави Молдияр Ергебеков, уважение, с этической точки зрения, должно одинаково распространяться как на близких родственников, так и на посторонних людей. В реальности же к посторонним женщинам нередко допускаются высказывания и жесты, которые в обществе воспринимаются как безобидные, хотя они могут нарушать личные границы.

Тренинг для водителей inDrive
Фото: inDrive

"Этические теории говорят: уважение к близкому и уважение к постороннему — одно и то же. Уважение не должно зависеть от степени родства. Но на практике все иначе. К близким — уважение. К посторонним женщинам — часто объективизация, сексуализация. И что самое страшное — мы даже не замечаем, что это ненормально. Потому что в обществе это стало привычным. Мы не думаем об этом — потому что "так делают все". И вот сегодня я хочу объяснить: это не норма. Это проблема. Особенно в поездках, когда водитель и пассажирка оказываются в замкнутом пространстве. Я постараюсь объяснить, где проходит граница, за которой общение перестает быть просто разговором и становится нарушением прав. И почему важно — с этической точки зрения — эту границу никогда не пересекать", - сказал Молдияр Ергебеков.

Тренинг для водителей inDrive
Фото: inDrive

Преподавательница Maqsut Narikbayev University и гендерная исследовательница Айгерим Кусайынкызы напомнила, что проблема харассмента в такси — не единичные случаи, а проблема, с которой сталкиваются тысячи женщин, и это подтверждают данные социологических опросов. По ее словам, в 2020 году команда исследователей провела масштабное социологическое исследование по Центральной Азии, охватившее более 10 тыс. респондентов. Около 73% женщин признались, что сталкивались с харассментом со стороны водителей во время поездок. Эти данные стали поводом для запуска программы, направленной на борьбу с подобным поведением. Инициатива получила признание на международном уровне и была отмечена как лучшая среди программ стипендиатов посольства США.

"Я сделала исследование во всех странах мира среди крупных такси-сервисов у кого есть тренинги, кто как решает проблему харассмента, и пришла к выводу, что оказывается, во многих странах нет даже гайда, как можно бороться с харассментом, как водителю, так и пассажирке. Могу сказать, что могу быть сегодня голосом всех казахстанских женщин, которые когда-либо сталкивались с харассментом со стороны таксистов. Это не просто крик души, это помощь, это решение проблемы, а не просто понимание проблемы харассмента, и я рада, что inDrive задает новые подходы в индустрии перевозок", - сказала гендерная исследовательница.

Она подчеркнула, что в казахстанском законодательстве пока нет отдельной статьи, классифицирующей харассмент как правонарушение. Однако ждать изменений в Уголовном или Административном кодексе не стоит — вопрос можно и нужно решать уже сейчас, в рамках частных и общественных инициатив.

Тренинг для водителей inDrive
Фото: inDrive

inDrive инициировал в Казахстане не просто глобальную кампанию по повышению этических стандартов в перевозках, но чтобы охватить как можно больше своих водителей, компания интегрирует онлайн-тренинги по этичному общению в свое приложение. Таким образом, мобильный телефон каждого водителя станет его персональным тьютором, который расскажет ему, как правильно общаться с пассажирами, не нарушая их личных границ.

"Безопасность и качество сервиса для всех наших пользователей является главным приоритетом. inDrive стремится постоянно развивать индустрию перевозок, поэтому для нас важно повышать осведомленность о нетерпимости любого вида дискриминации. Такие инициативы должны масштабироваться, потому что в выигрыше не только женщины. В выигрыше — все общество", - прокомментировал кантри-менеджер inDrive в Казахстане Арай Бекембаев.

Старший преподаватель кафедры криминалистики Карагандинской академии МВД Наргиз Жаксылыкова подчеркнула, что проведение подобных тренингов — важный шаг в деле защиты прав женщин и детей. По ее словам, тема правовых последствий действий, допускаемых в поездках, особенно в отношении уязвимых групп, требует отдельного внимания. Она отметила, что многие пассажирки сталкиваются с ситуациями, которые воспринимаются как норма — например, когда водитель просит номер телефона или намеренно не дает женщине выйти из автомобиля. Однако такие действия нарушают конституционные права на свободу и передвижение и могут квалифицироваться как уголовные правонарушения.

Тренинг для водителей inDrive
Фото: inDrive

"Многие такие ситуации замалчивают — кто-то считает, что это норма, кто-то предпочитает просто промолчать и доехать. У некоторых просто нет на это времени. До сих пор есть те, кто думает, что обращаться в полицию — это долго, займет много времени, и в итоге водитель все равно не понесет никакого наказания. Но если были нарушены права, любой гражданин может обратиться в отдел полиции с заявлением или позвонить по номеру 102", - сообщила Наргиз Жаксылыкова.

"Офис программ ОБСЕ в Астане присоединился к проведению тренинга с водителями inDrive в рамках своего мандата по продвижению равных прав женщин и мужчин в казахстанском обществе. Так как мы все не понаслышке знаем, сколько времени жители крупных городов находятся в такси с незнакомыми водителями, офис поспособствовал развитию гендерно-чувствительной коммуникации в целях более безопасной и комфортной среды в Казахстане", – рассказала Дина Джузбаева, программный специалист человеческого измерения Офиса программ ОБСЕ в Астане

Компания inDrive регулярно инициирует мероприятия и общественные дискуссии с участием экспертов, лидеров мнений и пользователей платформы. Тренинг стал продолжением предыдущего митапа Women in Ridehailing ("Женщины в такси"), где обсуждалось как создать безопасную среду для женщин-водительниц и пассажирок.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах

Instagram
Закладки
Пока здесь пусто
Используйте кнопку «
» на странице публикации, чтобы сохранить её в свой личный список закладок.