Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Какие условия создадут в Казахстане для развития талантов в сфере креатива

Опубликовано:

Дина Абдрахмет
Фото: из личного архива Дины Абдрахмет

В Казахстане создадут условия для процветания талантов в сфере креатива. Акцент планируется сделать на развитие инфраструктуры, открытие региональных креативных хабов, где будут учтены потребности каждого региона. Подробнее об этом NUR.KZ рассказала эксперт-исследователь креативных индустрий Дина Абдрахмет.

Инструменты поддержки предпринимателей в креативных индустриях не предусмотрены государством. Причина этого — отсутствие законодательной основы для поддержки предпринимательства на рынке креатива. Действующие программы ориентированы в большинстве на агропромышленный комплекс и обрабатывающую промышленность. Они не учитывают особенностей продвижения креативного сектора.

Ведется работа по разработке пакета законодательных поправок по вопросам поддержки креативной индустрии. В документе будет предусмотрено закрепление компетенции местных исполнительных органов по созданию условий для самореализации и развития талантов в сфере креатива.

Эксперт-исследователь креативных индустрий Дина Абдрахмет считает, что для улучшения креативных индустрий в регионах необходимо проводить целенаправленное обучение регионов новой отрасли экономики.

“Немаловажную роль играет исполнение местными исполнительными органами нормативно-стратегических документов по повышению уровня креативных индустрий. В филиалах Академии государственного управления нужно проводить лекции и сессии, а также привлечь крупные международные организации, такие как АБР, ЮНЕСКО, ЕБРР, для проведения исследований в отраслях креативных индустрий по регионам”, считает эксперт.

В министерстве культуры и информации прокомментировали, что в регионах хабы будут действовать в виде филиалов республиканского центра креативной индустрии. Их статус будет определяться в рамках законотворческой деятельности. Планируется внести изменения в Налоговый кодекс по применению особого налогового режима, осуществляющие деятельность в области креативной отрасли и для участников хаба.

Вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов считает, что продвижение сферы креативных индустрий путем законодательных поправок позволит оказать положительное влияние на развитие предпринимательства путем вовлечения молодежи, творческих коллективов, представителей сферы культуры в данную отрасль. Процветание творческого рынка способствует инновационному и технологическому прогрессу.

Креативный рынок станет одним из драйверов экономического развития страны, источником повышения ее благосостояния, которые опередят традиционные отрасли экономики. Благодаря этому увеличится объем несырьевого экспорта, малый и средний бизнес выйдет на новый уровень развития, а также расширится средний класс населения.

Изменения в сфере креатива создадут новые высокодоходные, доступные рабочие места для молодежи, а также станут привлекательной отраслью для самореализации лиц с инвалидностью и граждан, проживающих в отдаленной местности. Они заложат основу для положительных трансформаций в отечественной культуре и обеспечат ее переход из дотационной сферы в сектор, создающий высокую стоимость, обеспечив усиление престижа работников культуры.

Креативная индустрия станет основой для формирования новых социальных лифтов для талантливых казахстанцев, сыграет важную роль в самореализации творческих людей и творческом развитии населения страны. Будет способствовать повышению узнаваемости Казахстана и его культуры за рубежом, улучшению международного имиджа страны, повышению ее туристической и инвестиционной привлекательности.

Повышение уровня креативного рынка в Казахстане происходит на региональном уровне. Условия его развития в различных регионах не похожи друг на друга. Они отличаются уровнем образования, наличием инфраструктуры для творческого роста, культурными различиями и организацией креативных активистов.

“Значительным преимуществом в продвижении креативных индустрий обладают Астана и Алматы. За счет количества населения и хорошего расположения такие города, как Шымкент и Караганда, также процветают в креативном направлении. Несогласованность государственных и региональных инициатив тормозит развитие креативной отрасли в остальных регионах”, отмечает Министерство культуры и информации РК.

В Казахстане постановлением правительства утвержден перечень 43 видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии, по основным 12 направлениям. Это ювелирное дело, кино и анимация, библиотеки, музеи, культурно-досуговые учреждения, культурное наследие, музыка, архитектура и мода, телевизионные программы, фотография, народные промыслы, IT и геймдевелопмент и другое.

Дина Абдрахмет отмечает три сектора креативной деятельности, развитие которых заметно больше всего: IT, fashion-индустрия и современное искусство.

“Краудфандинговые платформы набирают особую популярность, они помогают креативным предпринимателям находить бизнес-ангелов. Если смотреть мировой опыт инвестирования, то мы можем выделить предпочтения большинства компаний инвестировать в создание креативных облачных сервисов, медиаплатформы, цифровые инструменты, геймдевелопмент”, поделилась она.

По словам эксперт-исследователя креативных индустрий Дины Абдрахмет, местные исполнительные органы заинтересованы в развитии креатива у себя в регионах. Например, если взять примеры стейкхолдеров (стейкхолдер — лицо, которое имеет интересы относительно проекта и влияет на него) Казахстана, то можно выделить Атырау с креативным хабом Yemaa. В творческом пространстве проводят выставки визуального искусства, театральные постановки и перформансы, продвигают digital art и внедряют образовательные программы через воркшопы, лекции, встречи с художниками, скульпторами, поэтами, музыкантами и теми, кто готов поделиться своим опытом в искусстве.

В Актобе работает креативная площадка на базе библиотеки Саги Жиенбаева, а в Шымкенте имеются два пространства — Hub Sifro и Kiiz Space, занимающиеся развитием культуры и творчества. В этих регионах присутствуют как частные инициативы, так и поддержка акиматов.

“Значимой и полезной площадкой можно выделить информационную платформу Qtap. Также недавно совместно с крупной известной строительной компанией установлена малая архитектурная форма казахстанского столичного художника Мәсі. Эти проекты станут возрождением национальных традиций и культуры”, сказала Дина Абдрахмет.

Дина Абдрахмет
Фото: из личного архива Дины Абдрахмет

В 2023 году внедрена премия самым прорывным проектам в сферах креативных индустрий STEPPE Awards. Премия выделяет основные категории, такие как театр, арт, креативные IT, урбанистика, архитектура, социальные проекты, музыка, наука, бизнес и предпринимательство, инфлюенсеры и кино.

На основе мировой практики ведется работа по формированию методологических подходов в области креативных индустрий.

“Анализ международного опыта, а в особенности наиболее передовых в этом вопросе стран, таких как Великобритания, Германия, Южная Корея, показывает, что акцент делается на налоговые преференции для участников рынка, создание специальных фондов поддержки, введение специализированных финансовых инструментов, а также поддержку экспортоориентированных предпринимателей”, ответили в Министерстве.

Будет сформирована система стимулов, способная трансформировать креативное хобби населения Казахстана в креативный бизнес. Для реализации этой задачи прорабатывается вопрос предоставления мер стимулирования экспорта креативных товаров и услуг. Предпринимателям в креативных индустриях будут предоставлены такие меры финансового стимулирования, как компенсация затрат на выставочные мероприятия как на территории Казахстана, так и за его пределами.

Как показал обзор мировой практики, страны, ориентированные на рост креативного сектора, реализуют именно такие комплексные меры по стимулированию занятых в сфере креативных индустрий. Министерство, опираясь на опыт передовых стран, также будет прорабатывать данный вопрос.

С 2010 года сектор креативных индустрий вырос в номинальном выражении в 3,2 раза. Наиболее быстрорастущими креативными индустриями стали “Веб-порталы и информагентства”, “Культурно-зрелищные мероприятия и артистическая деятельность”, “Дизайн, фотографии и переводы” и “Кино и ТВ-программы”.

За последние десять лет численность занятого населения в креативных индустриях увеличилась на более чем 74 тыс. человек. Большинство из них — наемные рабочие в городах, имеющие высшее образование и работающие по специальности.

Занятость в креативных индустриях показывает восходящую тенденцию. Наибольшая численность занятого населения в креативных индустриях наблюдается в городах Алматы, Астане и Западно-Казахстанской области. Занятые в креативных индустриях данных регионов занимают почти 40% всех работающих в этих секторах на уровне страны.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2045475-kakie-usloviya-sozdadut-v-kazahstane-dlya-razvitiya-talantov-v-sfere-kreativa/

pixel