KZ

Эксперт: Грамотная политическая коммуникация укрепит основы демократии и активность общества

Мариямгуль Кусаинова
Фото: из личного архива спикера

Проведение прямых выборов сельских акимов позволило оценить возможности социальных медиа и традиционных СМИ в диалоге между государством и обществом. О том, как эти инструменты влияют на политическую повестку и что необходимо сделать, чтобы выстроить диалог в правильном русле, рассказала эксперт Института общественной политики партии Nur Otan, PhD в области журналистики Мариямгуль Кусаинова.

Медиа — связующее звено между государством и обществом

Постэлекторальные дискуссии о взаимоотношениях власти и общества, сопровождавшие в октябре прошлого года праймериз, накалили тогда градус общественной и медийной полемики до высокого уровня. Однако выборы акимов рисковали быть менее освещенными, нежели праймериз, ввиду слабой активности СМИ в самом начале предвыборной гонки.

Формирование глобального информационного пространства определило медиа как основное связующее звено между государством и обществом, в результате чего возросло влияние общественного мнения на внешнюю и внутреннюю политику.

1 сентября 2020 года в послании народу Казахстана президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выдвинул инициативу о проведении прямых выборов сельских акимов, определяя их как новый этап политической модернизации и показатель последовательности и эффективности проводимых реформ.

Действительно, в ходе избирательной кампании граждане продемонстрировали высокую активность, глубокую вовлеченность людей в дела государства и общества, солидарную ответственность за настоящее и будущее.

И вопросов было немало, начиная от того, «какие выборы пройдут», «в каких регионах и почему именно там», заканчивая уточнением о том, «сколько кандидатов выдвинуто и от каких конкретно партий», «что представляет собой тот или иной самовыдвиженец и что может предложить для улучшения жизни на селе». Здесь, на мой взгляд, недостаточно проработали и ТИКи. Однако при этом активность региональных СМИ наблюдалась не на самом высоком уровне.

Сегодня социальные сети создают больше возможностей для политического убеждения из-за большого числа граждан, которые регулярно взаимодействуют и накапливают подписчиков в социальных сетях. Чем больше человек взаимодействует в социальных сетях, тем более влиятельным он считает себя, в результате чего больше людей считают себя политически убедительными.

Большое значение для «политических игроков» в условиях интерактивного коммуникационного общества имеет правильный выбор эффективных каналов продвижения имиджа, а также стратегий и методов его формирования. Развитие новых медиа и форм цифровых коммуникаций способствовали модернизации взаимоотношений политиков, кандидатов со своими избирателями. На исторических примерах мы можем видеть, как многие представители власти пользовались методами и элементами, которые сегодня можно отнести к брендинговому подходу для выстраивания диалогов с электоратом.

В современном мире для избирателя политическая партия или общественное движение, в котором он участвует, являются отображением внутреннего «Я» человека. Удовлетворение потребности самоидентификации происходит через определение человеком своей принадлежности к определенному сообществу, его роли в социуме, в том, как он определяет, насколько товар или услуга являются «своими». Эти же процессы происходят и в брендинге политических организаций. Избиратель через точки контакта определяет, насколько данная партия является «своей», отображает ли она его взгляды, сможет ли он через принадлежность к данной организации заявить о своей позиции.

Как применить социальные медиа с пользой для всех

Безусловно, решение избирателей «за кого» голосовать и «что выбирать» определяется целым комплексом факторов, среди которых вопросы социальной структуры, система ценностей, биография и история бренда партии, ситуация с общественным мнением и других, но роль медиа сегодня для избирателя исключительна.

Социальные медиа вкупе с грамотным использованием различных моделей стратегической коммуникации играют ключевую роль в мобилизации страт. Если говорить о конкретных драйверах, то эффективным методом для коммуникации политических партий является сторителлинг, поскольку истории апеллируют к ценностям и эмоциям своих целевых аудиторий, добиваясь возникновения устойчивой эмоциональной связи между ними. Трансмединый сторителлинг, в основе которого лежит принцип воздействия, мобилизации аудитории и манипулирования как в виртуальной реальности, так и в пространстве публичной политики, активно используется протестнонастроенными гражданскими активистами (оппозицией).

Трансмедийный сторителлинг, как новый алгоритм создания медиатекста в социальных медиа, позволяет решить сразу несколько задач, главным образом, расширяя аудиторию проекта за счет увеличения каналов передачи информации, разрушая границы виртуального и реального мира в сознании потребителя политического контента. Последнее представляет собой один из самых основных коммуникационных рисков, так как политическая манипуляция способствует тому, что потребитель информации постепенно уходит от реальных проблем и общезначимых явлений и процессов к несущественным, избирательным успехам и неудачам конкретных лиц, постановке своего рода «политических спектаклей» гражданских лже-активистов/«борцов за правду», как казахстанских, так и живущих даже за пределами страны.

Из эффективных инструментов, которые позволят укрепить связь и доверие избирателей, я бы выделила налаживание более тесной связи между Центральной избирательной комиссией и территориальными в информационном поле, увеличение периода агитации, разъяснение законодательных статей, а также налаживание коммуникаций в социальных сетях и мониторинг деятельности кандидатов, непрошедших выборы.

Таким образом, грамотное владение казахстанскими политиками политической коммуникацией укрепит основы демократии и активность гражданского общества.

В зависимости от того, в чьих руках находится медийное орудие или оружие, его можно использовать как для объективного оперативного информирования, так и для манипулирования в корыстных целях. Поэтому важно наладить качественную политическую коммуникацию в Казахстане с учетом всех нюансов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1929726-ekspert-gramotnaya-politicheskaya-kommunikatsiya-ukrepit-osnovy-demokratii-i-aktivnost-obschestva/