Все автобусные парки в Казахстане станут частными до 2025 года

Опубликовано:

Автобус подъехал к перекрестку
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин заявил, что все автобусные парки с участием государства будут приватизированы до 2025 года, передает МИА "Казинформ".

Заявление было сделано сегодня в ходе Оpen Space на тему конкуренции в пассажирских перевозках общественным транспортом.

Там Жумангарин высказался о том, что сейчас у государственных автопарков есть преимущество перед частными.

"Очень важно условие доступа. При проведении конкурса о правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом есть балльная шкала оценок – конкурсное предложение, которое, естественно, дает преимущество государственным автопаркам. Чем ниже срок, тем больше баллов. Естественно, с учетом обновления государственные автопарки имеют преимущество", - рассказал Серик Жумангарин.

При этом, глава Агентства отметил, что дополнительные условия, улучшающие условия перевозки пассажиров, также очень важны во время проведения конкурса.

"При наличии микроавтобусов отечественного производства – 5 баллов за каждую единицу, при наличии микроавтобусов личной собственности – 5 баллов за каждую единицу. За лизинг - один балл за каждую единицу. Причем договор заключается на три года как минимум. В случае обновления парка продлевается до 10 лет.

Понятно, что ситуация сторнируется. Присутствие государства в экономике перевозок из года в год только увеличивается", - добавил Жумангарин.

Он отметил, что в регламенте проведения конкурса есть проблемные места, требующие решения.

"Сроки проведения конкурса на право обслуживания маршрута перевозок не регламентированы. Если кто-то отказывается и уходит с маршрута, необходимо, конечно, устанавливать сроки по проведению конкурса. Конкурс проводится на один лот, состоящий из нескольких маршрутов, где зачастую рентабельные и нерентабельные маршруты соединяются. Согласно правилам, даже если рентабельный маршрут соединяется с нерентабельным, они должны быть социально значимыми.

Еще один вопрос – отсутствие субсидий в ряде регионов. Как уже говорил, необходимо либо качественно готовить бюджетные заявки, либо давать тариф, который является справедливым для перевозки. Убыточный бизнес ввиду фиксированного тарифа. Многие говорят о том, что на некоторых расстояниях пассажиропотоки снижены, необходимо исключить взимание НДС, отменить утилизационный сбор при покупке автобусов", - пояснил Жумангарин.

Далее глава Агентства высказался о проблеме инфраструктуры и объявил о том, что все автобусные парки в стране планируется приватизировать к 2025 году.

"Важный вопрос – отсутствие инфраструктуры: заправки, газовые, электрические заправки, стоянки автобусов, карманы для заезда автобусов. Самое главное – высокая доля автобусов с участием государства. В этом ключе работу проводим. В Национальном проекте по развитию конкуренции до 2025 года планируем, что все автобусные парки с участием государства будут приватизированы.

Соответственно, вид деятельности, как для государственных и квазигосударственных парков, уйдет. Естественно, это будет происходить с учетом степени развития конкуренции. Возможно, будет не на районном или сельском уровне, где пока конкуренция не развита", - резюмировал чиновник.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1911353-vse-avtobusnye-parki-v-kazahstane-stanut-chastnymi-do-2025-goda/