Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Дайнюс Павалькис: Университеты – это не просто учебные заведения, а драйверы социального развития страны

Опубликовано:

Дайнюс Павалькис
Дайнюс Павалькис. Фото: НАО "Медицинский университет Астана"

Роль университетов в социально-экономической жизни возрастает. И время диктует, что наравне с традиционным научно-образовательным характером миссии, вузам немаловажно внедрять миссию – вклад в развитие общества. Сегодня они становятся точками роста, которые оказывают прямое влияние на экономику, уровень человеческого капитала и инновационный потенциал.

Все это, в свою очередь, приводит к необходимости законодательного роста академической и управленческой самостоятельности университетов.

Чем важен этот процесс, и в какой поддержке нуждаются университеты для того, чтобы отвечать запросам времени, в интервью NUR.KZ рассказал ректор НАО «Медицинский университет Астана» профессор Дайнюс Павалькис.

- В последнее время много говорится о необходимости уделять больше внимания высшему образованию и науке. С чем это связано и почему вузам сегодня мало просто готовить кадры или заниматься наукой?

- Университеты сегодня – это не просто учебные заведения, а настоящие драйверы социального развития страны, инновационного подхода в экономике, развития промышленности. Это основные источники инноваций и передовых научно-технических разработок. Они должны не просто готовить кадры, а призваны служить обществу, взаимодействовать с ним, понимать, как оно меняется и меняться под его запросы.

- Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа – один из семи базисов, на которых должен базироваться новый экономический курс Казахстана. Что нужно для решения этих задач и ощущают ли вузы на себе возросшие ожидания, а, следовательно, нагрузку?

- Я считаю, что залог успеха в решении этих задач - академическая и управленческая самостоятельность университетов. Что касается требований к вузам, то в последние десятилетия их «эффективность» определялась как способность производить максимальный объем образовательных услуг при заданном бюджете. Этот дискурс набирает обороты во времена, когда стремительно сокращаются государственные бюджеты, и, следовательно, такие области, как высшее образование страдают от резкого снижения государственных инвестиций. При этом ожидания граждан в отношении деятельности университетов даже выше, чем в прошлые года, что показывают исследования. Вузы должны обучать специалистов, которые владеют более сложными навыками, вузы должны обеспечивать взаимодействие между исследованиями и социально-экономическим развитием, а также непрерывный цикл инноваций и передачу знаний от академических кругов вовне. То есть, получается, что сегодня главная задача университетов - «делать больше с меньшими затратами». Хотя этот подход характеризует в целом всю деятельность госсектора, включая финансирование сферы высшего образования.

- В чем причина недостаточно качественного образования, на ваш взгляд?

- По моему мнению, это отсутствие участия профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) и обучающихся в самоуправлении университетами. В множестве стран высказываются опасения по поводу растущей стандартизации и менеджерского управления университетами. Считается, что создание корпоративных университетов, где власть передается от преподавателей и обучающихся к менеджерам, у которых преобладает экономическое обоснование всего происходящего, доход и чистая прибыль затмевают педагогические, научные или интеллектуальные проблемы университетов. Такая модель управления ведет к искажению главной миссии университетов в государстве и в обществе целом, превращая университет из места получения гражданской позиции, знаний, навыков, науки и инновационных способностей в место зарабатывания денег.

Конкретное определение сути университетов сформулировано в Великой Хартии - «Университет – автономный, по-своему организованный институт в сердце общества, который производит, оценивает, приумножает и распространяет культуру путем научных исследований и обучения. Чтобы соответствовать потребностям окружающего мира, его исследования и учебный процесс должны быть морально и интеллектуально независимыми от политической и экономической власти». Понимая особенности в культуре, истории, развитии общества и целый ряд других обстоятельств, я не думаю, что такую трактовку нужно принять полностью. Но определенные движения по направлению автономии и самоуправления могут быть сделаны уже сейчас.

- Можете обозначить, какие?

- В частности, это касается правового закрепления прав и обязанностей ППС и обучающихся в управлении университетами, а также определения оптимальной структуры органов управления университетов. Речь идет об университетах с организационно-правовой формой. То есть важно иметь четкое представление, какими регламентирующими документами должны руководствоваться в своей деятельности университеты, которые имеют форму «некоммерческие акционерные общества» - законами «Об акционерных обществах» или «О некоммерческих организациях». Поскольку в этих законах есть некоторые противоречия, возникает необходимость конкретизировать и придать специфику в организации и управлении университетами, направленную на достаточно демократическое самоуправление и академическую свободу без учета особенностей управления акционерных обществ, далеких от академической среды. Если смотреть в основные положения закона об акционерных обществах, ключевыми словами и понятиями являются доход, прибыль, активы, экономическая эффективность, финансовый аудит и так далее, что не в коей мере не отражают суть существования университетов. Нету таких понятий как качество образования, университетская автономия, самоуправление, академическая честность, наука, воспитание молодого поколения граждан РК, развитие инноваций через коммерциализацию научных работ и много других понятий, необходимых в университетской среде. И возникает вопрос, кто бы мог опровергнуть предположение, что именно отсутствие этих ценностей, закрепленных законами в университетах, ведет все действия участников образовательного и научного процесса только к подсчету денег, а, следовательно, к процессу купли-продажи знаний, научных работ, карьеры?

- У вас есть видение того, как можно решить проблему?

- Усиление академической и управленческой самостоятельности университетов, которая очевидно необходима, лучше всего сделать через закон об университетах (или изменениях в законе о высшем образовании). Но некоторые улучшения можно привнести, изменив и дополнив правила формирования Советов директоров университетов путем включения в них представителей ППС и обучающихся, а также внесения в правовые акты обязательной структуры «Сенат университета» - как инструмента академической самостоятельности. И только изменения законодательства в системе высшего образования, внедрение более демократичных правил управления университетами, правовое закрепление самоуправления и академических свобод, привлечение в управленческие решения обучающихся может помочь достичь целей, поставленных Президентом страны в Послании народу.

- Благодарим за беседу!

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1901405-daynyus-pavalkis-universitety-eto-ne-prosto-uchebnye-zavedeniya-a-drayvery-sotsialnogo-razvitiya-strany/

pixel