Перемены начинаются с порога: как теперь работают медстационары
Опубликовано:
Стационарную помощь в Казахстане стали оказывать в новом порядке. Изменения коснулись многого, но главным новшеством стало внедрение триаж-системы, которая уже дает свой эффект: никаких очередей в приемном покое, сокращение случаев летальности, повышение качества медпомощи. В этом материале мы расскажем, как все это работает и к чему еще нужно быть готовым в случае госпитализации.
Кто подлежит госпитализации
Для того, чтобы лечь в больницу, должны быть показания. В рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи, госпитализация пациента может быть, как экстренной, так и плановой. В первом случае это возможно круглосуточно в выходные и праздничные дни - вне зависимости от наличия направления. Что касается плановой госпитализации, то здесь без направления не обойтись. Его могут выписать как специалисты из поликлиники, к которой прикреплен пациент, так и из другой организации здравоохранения.
Важно знать, что для этого показания больного должны соответствовать перечню заболеваний по кодам Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 9 и 10 пересмотра (МКБ –9 и МКБ-10).
В случае, если заболевание не входит в перечень заболеваний по кодам МКБ 10 для лечения в круглосуточном стационаре, но пациент по всем критериям нуждается в круглосуточном наблюдении врачей, то данные по нему вводятся в информационную систему и его госпитализируют.
Что ждет пациента при поступлении в стационар
Дорога в любой стационар лежит через приемное отделение. Напомним, что с прошлого года приемные отделения в больницах Казахстана работают по новому формату - «Emergency department». Один из его ключевых элементов - триаж-система, то есть определение приоритетности оказания медпомощи. Расскажем, как она работает на примере многопрофильной больницы №2 город Нур-Султан.
При поступлении в стационар, пациента определяют в одну из трех зон: красную, желтую или зеленую. К красной зоне относятся пациенты, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни и, требующие немедленной медицинской помощи; в желтую попадают тоже экстренные больные, состояние которых представляет потенциальную угрозу здоровью, в зеленую зону направляют тех, чье состояние не представляет угрозы для жизни и здоровья.
Сортировка госпитализированных начинается уже при въезде в больницу, где установлены специальные указатели: «Самообращение» - для пациентов зеленой зоны и «Неотложная помощь» - для пациентов «красной» и «желтой» зон. Триаж (медицинскую сортировку) проводит специальный медицинский сотрудник при поступлении/обращении пациента в отделение.
Как устроен «красный» коридор
Когда пациент поступает в «красный» коридор, медицинская помощь оказывается максимально оперативно: счет идет на минуты. Как правило, в эту зону поступают больные с такими диагнозами, как инсульт, инфаркт, тяжелые травмы, кровотечения, шок и т.д. Здесь организован блок интенсивной терапии, который полностью оснащен реанимационными кроватями и необходимым оборудованием, таким как аппарат искусственного дыхания, дефибриллятор, кардиомонитор и др.
Попав в красный коридор, пациенту не приходится, как раньше, обходить кабинеты узких специалистов и лаборатории. Он получает экстренную медицинскую помощь в полном объеме, при необходимости оперативное лечение. и далее после стабилизации состояния переводится в профильное отделение стационара.
Как устроен «желтый» коридор
Отличие желтого коридора от красного в том, что здесь на госпитализацию пациента дается время – от 15 минут до 2 часов. Здесь расположены смотровые палаты, в каждой из них может быть по 2-4 коек, которые разделены ширмами. Пациентов «желтой зоны», так же, как и красной осматривают узкие специалисты, в случае необходимости их отвозят на диагностические процедуры, к примеру, УЗИ или МРТ. В этом коридоре работают врачи общей практики, которые называются «emergency doctor». Как правило, они владеют всеми видами манипуляций и специализаций. Из желтой зоны пациентов направляют в операционный блок, в профильное отделение либо направляют на амбулаторное лечение.
Как устроен «зеленый» коридор
В эту зону попадают пациенты, которые пришли в больницу самостоятельно. Для них работает блок самообращения. Он представляет из себя индивидуальные столы для приема, за которым сидят операторы стационара. Они заносят данные обратившегося в базу, изучают информацию о нем, проводят первичный опрос, после чего вызывают профильного специалиста. Далее врач действует по ситуации.
Здесь же принимают плановых пациентов, для которых действует специальный терминал, где пациент получает номерок, и отслеживает свою очередь через электронное табло. При плановой госпитализации прием и регистрация возможны только в рабочее время в течение одного часа с момента обращения. Если пациент прошел полное обследование и не имеет противопоказаний, то его направляют в профильное отделение стационара.
Как правило, с этой категорией постоянно работает один из операторов, который имеет полную базу данных по стране: регистр беременных, регистр экстренных стационарных больных, регистр прикрепленного населения.
Что дает триаж-система
Главный и самый важный эффект от внедрения триаж-системы – снижение летальности пациентов за счет того правильного распределения приоритетности оказания медицинской помощи - время ожидания экстренной медицинской помощи пациентам, состояние которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровья, сократилось. Сегодня в приемных отделениях нет былой очереди и скопления людей, ведь каждый пациент в зависимости от тяжести своего состояния оперативно получает необходимую помощь.
Что еще нужно знать о правилах госпитализации
Когда пациент поступает в больницу, на него оформляется медицинская карта с листом назначений по форме 003/у.
В ней медицинский работник делает запись, если при поступлении в стационар у пациента обнаружены признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В эту же карту вносят результаты анализов на определение содержания психоактивного вещества.
При поступлении в стационар пациента осведомляют о правилах внутреннего распорядка организации здравоохранения с отметкой в медицинской карте. Еще один важный момент - между пациентом и стационаром заключается договор. Прежде чем получить медицинскую помощь, нужно дать письменное добровольное согласие на проведение лечебно-диагностических мероприятий либо самим пациентом, либо его законным представителем.
Иногда врачам приходится обходиться без согласия пациентов. Это касается лиц, находящихся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю; страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; страдающих тяжелыми психическими расстройствами (заболеваниями); страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и совершивших общественно опасное деяние.
Оказание медицинской помощи без согласия пациента продолжается до исчезновения этих состояний.
Согласие на оказание медицинской помощи в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных судом недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение об оказании медицинской помощи принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно медицинский работник с последующим уведомлением должностных лиц организации здравоохранения.
В больнице пациенту должны дать полную и исчерпывающую информацию о состоянии его здоровья. Он должен знать все о возможных рисках, предлагаемых и альтернативных методах лечения, сведениях о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий. Все это медицинские работники должны донести до пациента в доступной форме. К тому же, в стационере должны дать разъяснения причин выписки домой или перевода в другую организацию здравоохранения.
Как проходит наблюдение
Врач осматривает пациента в день поступления, прописывает ему необходимое лечение и осведомляет о назначенных лечебно-диагностических мероприятиях. Отметим, что все процедуры, лекарства, лечебное питание и соответствующий уход пациент должен получать с момента поступления в стационар.
В зависимости от состояния пациента проводится полная или частичная санитарная обработка. Обязательную санитарную обработку проходят лица без определенного места жительства.
В стационарах предусматриваются палаты или боксы для раздельного размещения пациентов с заболеваниями, представляющих опасность для окружающих.
Пациентов, находящихся в стационаре, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, осматривает лечащий врач. Если в момент его отсутствия, дежурный врач при осмотре назначает дополнительные диагностические и лечебные манипуляции, то это обязательно вносится в медицинскую карту.
Если состояние пациента вдруг ухудшится, то дежурный врач оповещает заведующего отделением/лечащего врача или ответственного дежурного врача, согласовывает внесение изменений в процесс диагностики и лечения, и делает запись в медицинской карте (она может быть как бумажной, так и электронной).
При тяжелом и крайне тяжелом течении заболевания кратность записей зависит от динамики тяжести состояния. Записи врача должны отражать конкретные изменения в состоянии пациента и необходимость коррекции назначений, обоснование назначенного обследования и лечения, оценку и интерпритацию полученных результатов и эффективности проводимого лечения. Осмотр при неотложных состояниях должен проводиться не реже каждых трех часов, с указанием времени оказания неотложной помощи по часам и минутам.
Заведующий отделением проводит осмотр тяжелых пациентов в день госпитализации, в последующем - ежедневно. Пациенты, находящиеся в среднетяжелом состоянии осматриваются не реже одного раза в неделю.
Результаты осмотра пациента регистрируются в медицинской карте с указанием рекомендаций по дальнейшей тактике ведения пациента с обязательной идентификацией медицинского работника, вносящего записи.
Когда ставят диагноз
Клинический диагноз устанавливается совместно с заведующим отделением не позднее трех календарных дней со дня госпитализации пациента в организацию здравоохранения.
В день установления клинического диагноза в медицинской карте делается соответствующая запись.
Хирургическая помощь
Оказание хирургической помощи осуществляется в зависимости от объема и характера операционной травмы по четырем категориям:
При первой категории проводятся небольшие по объему операции, которые не вызывают нарушений функций органов и систем больного.
Ко второй категории отнесены операции, сопровождающиеся вскрытием внутренних полостей и удалением небольших анатомических образований, которые вызывают преходящие нарушения функций разных органов и систем больного, которые самостоятельно нормализуются без специального лечения.
К третьей категории отнесены операции, сопровождающиеся удалением или резекцией органа (резекция желудка, операции на желчных путях и т.п.), которые вызывают выраженные нарушения функций различных органов и систем, требующих интенсивной коррекции.
К четвертой категории отнесены операции, сопровождающиеся удалением одного или нескольких органов, резекцией нескольких органов, реконструкцией анатомических образований, которые вызывают выраженные функциональные расстройства.
Что важно знать:
с 1 января 2020 года плановая стационарная и стационарно-замещающая будет доступна только для застрахованных в рамках обязательного социального медицинского страхования за исключением пациентов с хроническими и социально-значимыми заболеваниями. Для них предусмотрено бесплатное диагностика и лечение за счет пакета государственной гарантированной помощи.
Вы уже разобрались что такое ОСМС и как лечиться по медицинской страховке? Если нет, то все ответы - на сайте fms.kz и по бесплатному номеру 1414. Также всю подробную информацию вы можете получить в своей поликлинике. ОСМС – забота о здоровье каждого!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1792843-peremeny-nacinautsa-s-poroga-kak-teper-rabotaut-medstacionary/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.