Бывший чиновник бомжует в колодце в элитном районе Алматы
Опубликовано:
В одном из элитных районов Алматы, недалеко от небезызвестного бизнес-центра, к которому приезжают дорогие машины, живут люди, которые рады маленькому куску хлеба с помойки. Несмотря на контраст, мужчины считают себя недостойными такой жизни - они с брезгливостью говорят о своей одежде, и даже рассказывают о хорошем образовании и когда-то высоких постах.

На зов журналистов NUR.KZ первым из коллектора высовывается мужчина, представившийся Саяном – человек с синяком над глазом и шрамом - над вторым, со спокойным голосом и довольно обширным для бездомного лексиконом без единой «нецензурщины».
Саян сразу начинает с жалобы – по его словам, на днях, подойдя к прохожему попросить денег на еду, он получил несколько пинков и ударов.

Саян говорит, что под курткой у прохожего была форма полицейского. Отмечает, что после этого он вернулся в коллектор и «со зла» напился.
Саян сокрушается – «Зачем бить? Можно просто объяснить и все. Мы же тоже люди».
Он рассказывает, что когда-то окончил МГУ, выучился на филолога, даже преподавал в университете, а потом – 8 лет в школе.

«Два года работал в акимате, руководил кампанией по переписи населения. Самое последнее место работы - организатор культмассовых мероприятий. Трайбализм у нас очень страшный в области. Потом я жил в Алаколе, работал поваром, потом приехал сюда. В Алматы меня ограбили, арматурой по голове били, остался шрам», - говорит Саян.

По его словам, жена Саяна – арабка, с которой он познакомился в Москве. Женщина уехала в Абу-Даби, забрав с собой общую дочь. Родительский дом якобы продали сестры. На работу пойти хотел бы, но проблема в отсутствии документов.
«Я – человек светский, высокообразованный», - говорит Саян.

Как случилось, что, в общем-то, сытая жизнь превратилась в существование в колодце, Саян в рассказе упускает. Отправиться в центр адаптации, чтобы восстановить удостоверение, пожить хоть немного в человеческих условиях, Саян и его друзья не хотят.
«Там вши, там воняет, и контингент такой…», - говорят ребята с заметным пренебрежением.

Сами, признаются, моются каждые два дня – ходят в баню. Для этого собирают деньги – зарабатывают – как правило, сдачей металлолома, попрошайничают.
В своем «коттедже», как они называют коллектор, живут вчетвером. Раньше, говорят, еще женщина с ними жила, но ушла - вернулась домой.
Живут мужчины одной семьей, дружно и без конфликтов – иначе не выжить. Вместе «зарабатывают», заботятся друг о друге. Еду покупают или находят на помойке. Иногда ходят в кафе или столовую, где, по словам бездомных, их кормят бесплатно.

Во время нашего разговора, другой молодой человек, Жаксылык, зорким глазом следит за помойкой. Едва женщина, выбросившая мусор, отошла от баков, он коршуном кинулся к контейнерам и выудил упаковку с салатом.
Затем кто-то оставил пакет с домашней пиццей – этим подгоревшим кусочкам парень обрадовался словно крупному выигрышу, отобрав пакет у подбежавшей собаки.

«Пицца, ты видел, пицца!», - восторгается Жаксылык.
Затем так же, как и пса, отогнал от помойки подошедшего молодого парня, который начал ковыряться в баке: «Это моя мусорка!». Кстати, на помойке находили немало добра, говорят ребята – золото, серебро, телефоны. Все сдается, чтобы выручить деньги на еду, помывку, ну и, что греха таить – на спиртное.

«Однажды водку нашел», - хвалится Жаксылык. Друзья говорят, что он любит выпить, в целом же отмечают, что пьют алкоголь только «для сугреву», дабы не замерзнуть в крещенские морозы.

Жаксылыку 31 год, и уже год он живет на улице. Уверяет, что раньше работал «трезвым водителем», таксистом. Говорит, что есть права и удостоверение, а на работу не может устроиться потому, что нет подходящей одежды.
У парня есть родственники – мама и брат. Живут они недалеко, в верхней части города, но пойти к ним не хватает то ли смелости, то ли желания.

«Я могу на снегу спать и ничего, закаленный. "Трезвым водителем" хочу устроиться. Хочу выкинуть эту одежду и нормальную купить. Сотку бы мне, чтобы вотсап был», - говорит Жаксылык.

Жаксылык с виду грозный, но парень, видно, с доброй душой - он запросто бросается помогать застрявшему в снегу водителю, толкая машину почти до самого выезда, и кормит голубей кусочками «своей» пиццы.

Еще один обитатель «коттеджа» - парень с сериальным именем Альберт. Судьба его действительно похожа на фильм, только не с хэппи эндом.

«Я вот так живу недавно – освободился 17 декабря прошлого года. Я двоих человек лишил жизни – они хотели изнасиловать женщину на 6-м месяце беременности, заступился за нее. Дали семь лет. Вышел по УДО на колонию-поселение, теперь освободился. Документов нет. Мама умерла, есть брат и сестра, но они своей жизнью живут», - рассказывает парень.

В 6 лет Альберт попал в детский дом, затем – в «малолетку», а когда вышел – не смог устроиться на работу. Пришлось пойти воровать, говорит он. Потом – очередная судимость. К слову, Альберту всего 26 лет.
«Я раньше жил ниже Новой площади, в колодце также, даже свет туда провел. Но меня выгнали», - говорит он.

Отношение к бездомным, говорят ребята, нормальное. «Соседи» не обижают, хулиганы не трогают. Однако кто-то периодически ворует вещи, скопленные деньги, когда те «на работе». Бросают мусор в коллектор. При этом сами мужчины стараются поддерживать чистоту и порядок вокруг.
А вот болеть жителям «коттеджа» нежелательно. Соседи или прохожие, конечно, при надобности вызывают «скорую». Вот только выписывают бездомных слишком быстро.

«Когда меня побили, я попал в больницу. Ночью они меня приняли, а на утро отправили. Велели ехать в БСНП – там, мол, можно сделать рентген. Техничка пожалела меня – дала пятьсот тенге и посадила на такси. А у меня ведь сотрясение было…», - говорит Саян.
Иногда Саян балует себя – собирает деньги и идет в интернет-кафе на ночь. Говорит, заходит в «Одноклассники», слушает музыку – Софию Ротару, Аллу Пугачеву и Григория Лепса. Пожалуй, на сегодня это все, что осталось у мужчины от прошлой жизни…
Фото и видео: Пётр Карандашов / Текст: Юлия Абрамова
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1712273-byvsij-cinovnik-bomzuet-v-kolodce-v-elitnom-rajone-almaty/