Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Привлечет ли "Казах Туризм" иностранцев в Казахстан?

Опубликовано:

Это лето стало поистине горячим для отечественного туризма: вышла обновленная Концепция развития туристской отрасли в Казахстане до 2020 года, создано акционерное общество "Казах Туризм", которое в том числе займется реализацией постулатов документа и вообще должно вывести туризм на передовой уровень. Как будет осуществляться эта миссия, и чего ждут участники туристического рынка страны от этой реформы?

Почва созрела

Казахстан понял, что на туризме можно хорошо зарабатывать. Вот только бы создать для этого условия. Так уж сложилось, что раньше эта задача ни за кем закреплена не была. Отрасль качало из стороны в сторону – от министерства к министерству, от комитета к комитету.

В этом году, все наконец прояснилось благодаря министерству культуры и спорта, в чьи полномочия и передали сферу. Во-первых, утвердили концепцию развития. Во-вторых, создали национальную компанию "Казах Туризм". Как раз таки она и займется развитием туризма в стране и привлечением в него инвесторов.

Министр Арыстанбек Мухамедиулы отметил во время презентации:

"Первая задача этого общества – продвижение туристического потенциала Казахстана за рубежом и второе – привлечение инвестиций".

По словам Министра культуры и спорта, зарубежные инвесторы заинтересованы в работе туррынка нашей страны из-за уникального природного ландшафта.

Поскольку национальная компания создана всего пару месяцев назад, говорить о каких-то итогах попросту невозможно. Однако факт появления долгожданного "турменеджера" отрасли от лица страны на мировом рынке, отечественными туркомпаниями был воспринят положительно. В ходе опроса многие признавались, что пока мало могут сказать о предпринятой правительством инициативе – все зависит от того, как в "Казах Туризм" будут реализовывать поставленные задачи и на сколько смогут соответствовать заявленным обещаниям.

За примерами ходить не далеко

Во многих странах туризм давно стал приносить хорошую прибыль, внося ощутимую лепту в бюджет государства. А кто-то вообще сделал на него ставку как на возможность вытащить страну из бедности – например, в Грузии. Понимаете, какой огромный потенциал у отрасли, раз перед ней ставят такие задачи?

Как грузины собираются реализовать столь ответственную миссию? Почти два года назад там тоже разработали отдельный документ – Национальную стратегию развития туризма, обозначив перспективы до 2025 года. Правительство займется продвижением известности страны за рубежом, повышением уровня услуг и стимулированием частного бизнеса развивать отрасль и дальше. Была создана Национальная туристическая администрация Грузии. Конечно, опираться все будет на инвестиции в инфраструктуру. В качестве туристического продукта, которым хотят привлекать гостей, используют имеющиеся активы: природу, культурное и историческое наследие (к примеру, заманивают возможностью посетить территорию древней Колхиды). Причем замахиваются на самым тратящих туристов – из Северной Америки, Италии, Германии, Англии, Франции, Швеции и других участников ЕС. Как итог реализации стратегии – известная на весь мир Грузия, способная оказать качественные туруслуги в любое время года. О том, как прославлять свои преимущества за рубежом, здесь уже знают: тому доказательство упоминание страны в тематических телепроектах National Geographic, CNN, многообразие специальной литературы.

Компании, призванные заниматься конкретно развитием туризма в своих государствах, – давно действующая практика. В Германии это Национальный комитет Германии по туризму. В Кыргызстане подобную миссию реализует Государственный Комитет Республики Узбекистан по развитию туризма (uzbektourism.uz). Кстати, нам можно воспользоваться приемами, с помощью которых соседи стимулируют бизнес к улучшению турклимата. Так, департамент туризма при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызстана совместно с Кыргызской ассоциацией туроператоров объявил о конкурсе на национальную премию Kyrgyz Tourism Awards. Выберут лучшие инновационные и интернет-проекты, идеи по продвижению туризма проекты, отели и туркомплексы, юрточный городок, даже лучших даже гидов, фотографа и экспертов.

ТОП-10 самых посещаемых стран

По итогам 2016 года был составлен всемирный рейтинг стран, которых посетило больше всего туристов из-за рубежа:

1. Франция – 86 млн человек (агентство Atout France)

2. США – 77 млн человек (компания Brand USA)

3. Испания – 68 млн человек (Turespaña)

4. Китай – 57 млн человек (China National Tourism Administration (CNTA)

5. Италия – 48 млн человек (Agenzia Nazionale del Turismo)

6. Турция – 39 млн человек (Национальный Совет по туризму)

7. Германия – 32 млн человек (Deutsche Zentrale für Tourismus (DZT)

8. Великобритания – 31 млн человек (VisitBritain)

9. Россия – 30 млн человек (Ростуризм)

10. Мексика – 22 млн человек (Consejo de Promoción Turística de México)

Мы этого давно ждали

Своим видением ситуации поделилась Айгерим Мухамеджанова, президент Столичной ассоциации туризма, созданной в 2006 году. Изначально работать предполагалось на уровне города, но сейчас в ее составе представители практически из каждого региона, поэтому охват теперь уже республиканский. Имея более чем многолетний опыт работы в отрасли, она отмечает, что появление АО "Казах Туризма" весьма актуально.

"Во всех странах, где успешно развит туризм, есть такие национальные компании. По их опыту можно сказать, что они как раз занимаются продвижением туристического имиджа своего государства. Помимо этого – улучшением качества услуг в сфере, аналитикой, стратегическим планированием. Мы долго ждали появления такой организации в Казахстане. Она сможет на более высоком уровне оперативно реагировать на изменения международного рынка. Туркомпании главным образом ждут от "Казах Туризма" одного: чтобы туристический имидж страны продвигался уже на мировой арене," – уверена эксперт.

Есть что продвигать

Как отмечает Айгерим Мухамеджанова, Казахстану действительно есть чем завлекать гостей – это и природные ресурсные с разнообразием ландшафтов, и богатая история, и культура.

"Тот факт, что в нашей республике проживают более 133 народностей, позволяет иностранцам познакомиться с культурой сразу десятков государств, посетив лишь одно, – привела резонный аргумент собеседница. – У нас политическая, экологическая стабильность, что немаловажно в нынешнее время. К тому же, расширение пула стран, для которых возможен безвизовый режим, делает Казахстан еще более привлекательным".

По ее мнению, имиджевые мероприятия вроде выставки "ЭКСПО" влияют на повышение показателей внутреннего туризма. Жители со всех регионов приезжали в столицу целыми семьями, прихватив и стариков, и детей. "Это событие в некотором смысле сплотило местное население, у астанчан появилась своя история, которую будут долго вспоминать", – говорит эксперт.

В соответствии с мировыми стандартами

В Ассоциации туристских агентств Казахстана АТАК отмечают, что, наконец, в Казахстане, как и во всем мире, создали компанию, которая будет работать в формате DMO (Destination Management Organization).

"Первая задача "Казах Туризма" – это повышение осведомленности о Казахстане и создание его положительного имиджа как дестинации, пригодной для отдыха и путешествий. Этим занимаются и их коллеги во всем мире, к примеру, "Узбектуризм", "Visit Scotland". У них уже есть результаты, нам тоже нужно было еще лет пять назад начать работу в этом направлении. Но все же я очень рада, что сейчас Правительство занялось туризмом вплотную, со всех экранов вещают новости отрасли", – отмечает президент АТАК Асель Нуркебаева.

О том, как развивается туризм у соседей, она рассказала на примере Узбекистана. По ее словам, им легче привлекать к себе иностранцев, поскольку там сохранились исторические здания, даже целые города, представляющие мировой интерес. В год самая мелкая узбекская турфирма принимает порядка 11-12 тыс. туристов, тогда как в Казахстане такой успех возможен при проведении какого-либо масштабного мероприятия.

" Мы по большей части располагаем культурными ценностями, кое-где сохранились древние памятники, курганы. Как выходить из ситуации? Необходим туристический продукт. Медео, Чимбулак, горы, Коктобе – понятно. Но это не задерживает людей более чем на пару дней. Основной индикатор туризма – пребывание гостей в стране в течение пяти и более дней. И для того, чтобы их удержать, нам нужен продукт – какие-то классные места. Их на самом деле много. Например, древние городища Кастек, Талхиз. Однако они абсолютно не развиты. Когда-то здесь велись раскопки, а теперь эти участки находятся в заброшенном состоянии. Чтобы привезти туда гостей, нам нужно привести их в надлежащий вид, установить указатели, провести определенную информационную работу".

Что касается коллег из Кыргызстана, то там вышли из положения за счет национального колорита, отмечает эксперт.

"Они установили на жайлау юрты, развели кобыл, верблюдов, тут же готовят кумыс, шубат. Приезжают американцы – их развлекают этнокультурной программой. А у нас это направление только начало развиваться. Не могу сказать, что государство ничего не делает. В настоящее время существует множество финансовых рычагов для поддержки бизнесменов. Вопрос в том, что последние только сейчас стали понимать, что на въездном туризме можно зарабатывать. Благо, стали строить этноаулы. Ощущение того, что такие инициативы будут гарантировано одобрены государством, у людей появилось буквально в начале текущего года. И теперь единственный индикатор – это время. Первые результаты мы сможем увидеть примерно через год-два".

На личном примере

Являясь также директором Туристского информационного центра Visit Almaty (его можно назвать аналогом "Казах Туризма" на локальном уровне), Асель Нуркебаева поделилась своей моделью работы для популяризации бренда Алматы на мировой арене.

"В первую очередь важно участие в различных международных выставках. Сейчас Алматы будет выступать отдельным стендом в трех таких мероприятиях – в Сингапуре, Барселоне и Лондоне. Нам есть что показать: южная столица – наиболее развитый в плане туризма город, появился свой бренд "Алматы – город тысячи красок!". Мы не стали ждать, пока все регионы подойдут к этому, а уже начали продвигать идею, что Алматы – это ворота в Казахстан. И тому доказательством растущее количество приезжающих иностранцев, достаточный уровень развития бизнеса, множество авиарейсов. На уровне республики нужно давить на эти же точки".

Денег лей, не жалей!

Что касается инвестиций, то растущая популярность изделий, изготовленных в национальном колорите, является подтверждением оправданности таких вложений. Сейчас в стране народные мастерицы активно развивают швейную индустрию – производят сырмаки, текеметы, корпе. Отдельные умельцы собственноручно дублируют шкуры баранов и изготавливают качественные и красивые чехлы из шкур баранов. Вот такое бы производство поддержать инвестициями. Вполне обоснованными будет вложения в рестораны с национальной кухней, этноаулы.

Однако президент АТАК Асель Нуркебаева предлагает не спешить с инвестициями. По ее мнению, прежде нужно создать благоприятную базу: "Когда мы достигнем определенного уровня туристов, инвесторы сами к нам придут".

К тому же, как заметила эксперт, для начала нужно подготовить и сам народ к будущим изменениям.

"Вот начнут сейчас приезжать в Казахстан миллионы иностранцев, а местным жителям это не понравится, будут выражать недовольство. Эти нюансы тоже нужно учитывать и работать над ними".

Туроператоры тоже придерживаются мнения о необходимости введения инфраструктурных изменений, направленных в том числе на логистику и отельную сеть. По мнению специалистов, развитию внутреннего и въездного туризма препятствуют несколько факторов, исключить которые в скором времени будет сложно. Если же будет предусмотрена хорошая финансовая поддержка со стороны государства, то важно, чтобы эти вливания были произведены правильно. Туроператоры предлагают делать акцент на экотуризме, культурно-познавательном, этнографическом – то есть использовать свои сильные стороны. И для продвижения этих направлений большую роль в развитии въездного туризма сыграет пропаганда Казахстана за рубежом.

Есть что показать, но нет где

Одним из действенных способов заявить о себе является старое-доброе "лучше один раз увидеть". И благодаря современной технике и фантазии создателей сейчас снимают захватывающие фильмы о стране. Мы можем похвастать рекламными проектами на ВВС World News, правда, единоразовыми. Но практика показывает, что такие трансляции эффективны.

Однако, по мнению мэтров туристического бизнеса, стране нужна собственная платформа для постоянной демонстрации качественных роликов о туристическом потенциале Казахстана, которой пока нет. Надо признать, что и сами казахстанцы мало знают об удивительных местах внутри страны, характеризующиеся и своей таинственностью, и лечебным эффектом, и великолепным природным ландшафтом. Общеизвестны единичные курортные зоны: Бурабай, Алаколь, Шымбулак. Поэтому сайт, который бы объединял всю информацию о туризме, будет актуален. Таковыми, к слову, располагают наши соседи – Узбекистан и Кыргызстан.

Восполнение кадрового дефицита

Как признаются в туристических компаниях нашей страны, для качественного шага вперед в сфере ощущается нехватка профильных специалистов.

"Нужны ребята не то чтобы с образованием, а которые мыслить умеют. Их очень мало! Вокруг одни юристы, экономисты. А ведь если грамотно обучаться туризму, то можно стать разносторонне развитым: специалисту этой сферы нужно знать законы, быть юридически и экономически подкованным, кругозор расширяется. И хотя достаточно учебных заведений по подготовке таких кадров, но не все делают это эффективно. Иногда я даю гостевые лекции в вузах и вижу, что студенты не вполне понимают, на кого учатся, не хватает мотивации. Наверное, им было легче всего поступить на данный факультет," – сетует Асель Нуркебаева из АТАК.

По словам экспертов, нужно менять методику преподавания. Вводить дуальное образование, проводить больше практических занятий.

– Сильных специалистов в сфере туризма у нас нет. Но в АО "Казах Туризм" собрали лучших из имеющихся в стране, – считает Нуркебаева.

То есть предпосылки для реализации поставленных целей у компании есть. А создание центра по подготовке кадров на базе "Казах Туризма", по мнению респондентов, это верный и крайне своевременный шаг. Есть надежда, что здесь будут обучать именно в соответствии требованиями сегодняшнего дня.

Инструкция к действию

В качестве примера действенной методики обучения можно привести нынешний проект Visit Almaty. Центр совместно со Всемирной туристской организацией занимается полугодовым исследованием по выявлению портрета туриста на Шелковом пути. И для проведения опроса иностранных туристов, уже находящихся в городе и в местах отдыха, привлекаются студенты из семи вузов Алматы. Интересуются у людей, почему они приехали именно сюда, как узнали об этом месте, чего не хватает для хорошего отдыха. Таким образом будущие специалисты напрямую знакомятся с проблемами и задачами сферы туризма, задумываются над поиском путей решения.

По мнению директора Асель Нуркебаевой, для начала "Казах Туризму" тоже нужно произвести анализ ситуации, собрав исходную информацию со всей страны. Ведь для успешной стратегии и дальнейших действий очень важно знать свои недостатки и ценности и умело ими управлять.

Все шансы попасть в ТОП

Если изучить рейтинги самых привлекательных для туристов стран, то в большей степени это Европа. Чем они берут? Конечно, это природа и ее охрана, здравоохранение и доступность услуг в ценовом эквиваленте. К примеру, США и Австралия привлекают в гости даже возможностью посетить их крупные и интересные города. А такие, как Япония, Франция, могут похвастать обилием древних памятников, представляющих всемирную ценность. У нас таких немало, которые как минимум сыграли свою роль в истории евразийского континента, только мало кто о них знает. Да и природой, культурным наследием, разнообразием национальной кухни, чем привлекательны лидеры туррынка, Казахстан тоже не обделен, осталось поработать над качеством услуг и их стоимостью.

P.S. Планируемый перевод казахского алфавита на латиницу тоже может положительно повлиять на привлекательность республики для зарубежных граждан. Ведь тогда указатели на дорогах, обозначения, вывески станут для них "своими", то есть удобными для восприятия, в отличии от изложенных на сложной для интерпретации кириллице. Вводимое в школах трехязычие – еще один пункт в поддержку развития въездного туризма в Казахстане. Так что, как говорится, вэлком!

Советы казахстанцам по продвижению нацбренда:

Эксперты Всемирной туристской организации дали казахстанским туркомпаниям четкие рекомендации по продвижению своей страны за рубежом.

Итак, каждый житель республики, выкладывая фото с живописными видами Казахстана, с мест отдыха, у исторических и культурных памятников, обязательно должен ставить хэштеги и именно в таком порядке:

1. #centralasia

2. #kazakhstan

3. #silkroad

4. #astana или #visitastana (указывается тот город, о котором идет речь)

Мы даже не представляем себе, как можем повлиять на развитие туризма в Казахстане, продвигая его на просторах Всемирной паутины.

Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1639537-privlechet-li-kazakh-turizm-v-kazakhstan/

pixel