Философия попрошайки из Уральска: Кто работает, тот дурак!
Опубликовано:
Злихе Айталиевой 57 лет. Большую часть жизни она провела на паперти, что ее совсем не смущает, а даже радует. Женщина поделилась с корреспондентом NUR.KZ собственной философией бытия, рассказала о том, с какими трудностями ей приходится сталкиваться на улице и о том, как худо попрошайкам приходится без «крыши».
Злиха Айталиева, или как ее называют коллеги по «бизнесу» - Зося - человек в Уральске довольно популярный. Женщина в открытую выражает свое мнение, не боится фотографироваться и завидной периодичностью появляется на страницах местной прессы.
Тетя Зося просит милостыню на паперти возле Уральского Храма Христа Спасителя, который еще называют «Золотой церковью».
«Я здесь уже 25 лет работаю, - завела свой разговор Зося. - За 25 лет на моих глазах не одна сотня человек умерла. Кто замерз, кто водкой паленной отравился, кого наркотики довели. Лично мне везет, я не алкашка. Конечно, могу выпить бутылочку-другую вина с подругой, но не более того, да и не каждый день.
Еще я не курю. Не выгодно это, пачка сигарет 300 тенге стоит.
А другие бомжи пьют от безнадежности. Им есть хочется, а трезвыми им в мусорный бачок лезть стыдно, вот зальют глаза, и уже не так стремно».
Завидев большую толпу людей, приближающихся к церкви, Зося недвусмысленно дает понять, что разговор окончен и буквально подрывается на свое рабочее место.
Но, мы упорно идем за ней, желая увидеть изнутри мир попрошаек.
«Доча, ты уж извини, - говорит в свое оправдание Зося. - Мы б с тобой целый час беседовали, а денежка мимо меня прошла бы. Время, как говорится, деньги, сама понимаешь».
«Возле Золотой церкви хорошо стоять, - продолжает Зося. - Иной раз 500 тенге заработаешь в день, в другой раз тысячу. А еще едой помогают люди, одеждой.
На церковные праздники мы надеемся на больший заработок, но наши желания редко сбываются, потому что в эти дни у нас куча конкурентов. Наезжают всякие из поселков, с дач, всякие инвалиды на колясках, на костылях.
Приходите к нам в такие дни, увидите своими глазами, что да как. Один раз приезжали какие-то братья, не то из Азербайджана, не то из Узбекистана, целых пять штук их было. Притащили какие-то коляски инвалидные, хотя сами ходячие! Смех, да и только!»
Со слов бездомной женщины, как правило, работать на «своей» территории никто никому не позволяет, но праздник на то и праздник, что можно все.
«Наши люди работают по разным местам в городе, - рассказывает женщина. - Кто на кладбище, кто на соборах, «одиночки» просто стоят по городу, попрашайничают. Если вдруг мы на их территорию придем, они нас до полусмерти изобьют. Тем более, что там больше мужики ошиваются. «Крыши» у нас нет никакой, спросите у кого хотите, если не верите».
Злиха-Зося утверждает, что беззащитным женщинам на паперти приходится несладко.
«Нам постоянно предлагают интим! - экспрессивно жалуется женщина. - Подходят всякие странные мужчины, начинают приставать, предлагать секс за алкоголь, просто секс.
Но, если с обычными мужиками справится легче, то гораздо сложней с сутенерами, которые предлагают выйти нам на кольцевую и зарабатывать сексом на жизнь, естественно делясь с ними процентами. Они почти все бывшие зэки, страшные люди! Ничего в жизни не бояться! Пожалуй, это самая ужасная проблема.
Еще конечно подходят некоторые люди и просто оскорбляют нас, учат нас жизни. Но мы научились не обращать на это внимания».
Жизнь Злихи Айталиевой далеко не пример правильной жизни. Но, в отличие от многих других людей аналогичной «профессии», женщина не винит в случившемся ни государство, ни других людей. Зося утверждает, что сама выбрала такой путь.
«Я раньше на железной дороге работала путейщиком, кувалдой рельсы била, - уходит в воспоминания Зося. - Потом началась перестройка, депрессия, и я бросила работу. Стала заниматься попрошайничеством. Здесь мне больше нравится. Делать особенно ничего не нужно. Благодари людей, выслушивай их, и живи в свое удовольствие.
А, когда я работала на рельсах, мне приходилось жить по какому-то сумасшедшему графику: вставать в одно и то же время, выполнять тяжелый физический труд, и все это за копейки. Со мной тогда много человек ушло».
«А, кто остался, тот дурак! – тут же говорит Зося. - Зачем здоровье свое гробить и жить в этой системе?»
Намек на пенсию Зося тут же парировала.
«Через год я начну получать пенсию. Мне положена минимальная, ведь трудового стажа у меня нет, - говорит Зося. - А разница? Что работал ты всю жизнь, что бездельничал, пенсия будет одинакова».
После выхода на пенсию, Злиха Айталиева не собирается уходить на покой.
«Не думаю, что мне будет хватать этих несчастных государственных денег», - говорит женщина.
При своем образе жизни Зося никогда не жила на улице.
«В основном я хожу ночевать к подружкам. А еще у меня есть сын. Не люблю, конечно, оставаться там, ведь у него уже своя семья. С другой стороны, всегда есть куда пойти.
До нового года я жила в ночлежке (Центр Адаптации для бездомных в Уральске, - прим.авт.). Но там ходячий ужас. Постель там не меняют вообще, повсюду тараканы, блохи, вши. Принимают туда, кого попало. Тех, кто не моется и не стирается. У них даже документов нет. А у меня есть», - в этот момент Зося с гордостью демонстрирует свое удостоверение личности.
«Раньше там кормили, а теперь, как директора уволили, перестали даже кормить».
Вообще с питанием у людей без определенного места жительства в Уральске сейчас прям беда.
«Женщина Алтынай, правозащитница, тоже перестала кормить нас. Говорит, деньги перестали выделять от государства».
Это Зося - об общественном объединении, которое до недавнего времени обеспечивало бомжей горячим питанием.
Как говорит женщина, самое важное в ее жизни - это свобода. Злиха Айталиева более всего ценит в людях свободолюбие и общительность.
«За годы, проведенные здесь, я стала настоящим психологом, - говорит Зося. - У меня есть «постоянные клиенты». В основном это одинокие пенсионеры. Каждый из этих людей выговаривается мне, изливает душу. Я помогаю им, а они помогают мне.
Что примечательно, подают нам в основном простые люди, а от богатых на машинах помощи ждать не приходится».
Злиха Айталиева и другие ее соратники – постоянные «клиенты» полиции и прокуратуры.
«Полиция постоянно пытается с нами бороться, - говорит женщина. – Но, как видите, за все это время они особых результатов не достигли. Присылают штрафы за приставание по 11 тысяч тенге, а толку? Из чего мы их заплатим?
А с прокуратурой у нас хорошие отношения, мы, можно сказать, сотрудничаем. Приходит постоянно прокурорша по делам несовершеннолетних, просит нас сообщать, если на паперти появляются дети.
Мы ей говорим, она их забирает, кормит, от вшей лечит. А уж дальше не знаю, может, в приют определяет, может, в приемные семьи».
За 40 минут, проведенные с Зосей-Злихой примерно 8 человек оказали ей спонсорскую помощь, за которую женщина щедро награждала их христианским «бата».
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1464347-filosofiya-poproshayki-iz-uralska-kto/
В случае, если ваш никнейм не соответствует требованиям правил, пожалуйста, измените его до 4 октября. В противном случае, он будет заменен автоматически.