Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Вызов системе: почему казахстанские родители выбирают домашнее образование

Опубликовано:

Школьное образование – всегда самая обсуждаемая тема, вокруг которой то и дело разгораются жаркие споры. ЕНТ, переход на 12-летку, учебники, форма, питание… Но иногда родители не доверяют своих детей квалифицированным учителям, предпочитая обучать чад самостоятельно... Такого не ожидали даже самые прогрессивные педагоги страны. О плюсах и минусах семейного образования корреспондентам NUR.KZ рассказали родители пяти детей.

Родителей, ратующих за семейное или домашнее образование, в Казахстане становится все больше. Один из первых примеров, получивший широкий общественный резонанс – семья Кузиных из Павлодара.

Год назад на всю страну разразился скандал, связанный с нежеланием семейной пары отдавать старшую дочь в школу. Кузины решили обучать ее самостоятельно.

Официальные органы образования пытались вразумить супругов даже судебным разбирательством, грозя лишением родительских прав. Педагоги были уверены, что Юрий и Светлана одумаются и им попросту надоест тратить время на обучение Радомиры.

Но вот школьного возраста достигла и их вторая дочь Верослава, а чета Кузиных продолжает придерживаться своей системы. Более того остальных детей – 4-летнюю Лучезару, 2-летнего Леву и 4-месячного Добрыню они также планируют образовывать вне школы, самостоятельно.

Сразу оговоримся, Кузины – не сумасшедшие сектанты. Этот статус им нередко предписывают, признаются супруги. На учете не состоят, имеют традиционное среднее и высшее образование, отец семейства – успешный архитектор, мама – в декретном отпуске. Взгляды на образование с религиозными воззрениями Кузины никак не связывают.

После рождения первого ребенка, как и все родители, они всерьез задумались о его будущем. Решение о домашнем образовании было принято обоюдно – Светлана и Юрий посчитали, что обязательные 11 лет на школьную программу можно потратить более эффективно: обучать детей самостоятельно, прививая навыки самообразования, а главное, учитывая индивидуальные особенности и способности, что не возможно, по их мнению, в традиционной системе переполненных школ и усредненных стандартов.

«Благодаря интернету доступны все возможные учебные программы, Светлана – магистр наук, а значит, имеет необходимую педагогическую квалификацию, - говорит Юрий. - Обучение дома позволяет усваивать знания в спокойной обстановке, без давления педагогов и оценочной системы. Есть время уделить особое внимание темам, которые даются труднее, и не тратить его, если тема освоена и не нуждается в длительном повторении. В школе же все должны идти в одном темпе, кто-то еще недопонял, кому-то уже скучно, учитель не может заниматься с каждым по индивидуальной программе. Да и педагогов мы не выбираем, сродни лотерее, хороший попадется или нет. А необходимые навыки социализации наши дети получают в кружках. Учись они в школе, сил и времени хватило бы в лучшем случае на один».

Старшие Радомира, Верослава и Лучезара занимаются лепкой, акробатикой, скалолазанием, в музыкальной и художественной школах, театральной студии. Кружки Светлана считает самой эффективной для всестороннего развития детей системой образования. Ведь заниматься дети в них приходят с удовольствием, получают практические умения за меньший срок, можно выбрать педагога по душе.

«Да, в художественной и музыкальной школах дети учатся по традиционной школьной схеме – уроки, перемены. Так они любят больше перемены за возможность спокойно поработать, пока все дети в коридорах», - признается Светлана.

Домашняя форма обучения для этой семьи наиболее удобна и потому, что они часто путешествуют, ведут очень активный образ жизни: ходят в горы, регулярно ездят в экзотические страны. Причем всегда со всеми детьми, предпочитая не пакетные турпутевки в несколько дней, а самостоятельные путешествия по несколько месяцев в отнюдь некурортных местах, к примеру, глубинке Индии или Непала.

В том числе и с помощью путешествий Светлана и Юрий стараются привить детям познавательские способности. Ни дня в поездках они не проводят в праздности: программа пребывания всегда включает обязательные посещения всех достопримечательностей, исторических и культурных мест, планетариев, зоопарков и пр. И, конечно, в путешествиях не забывают об уроках, также, как и дома, активно занимаются с детьми.

«Природу, историю, культуру других народов и языки дети у нас изучают и во время походов и путешествий, - рассказывает Юрий. – В остальном же у нас занятия проводятся как в школе – заранее составляем расписание, но учитываем, какому предмету уделить больше времени, какому меньше. К примеру, английский наши дети знают на уровне шестого класса, поэтому больше подтягиваем казахский, регулярно проводим химические или физические опыты, используем больше демонстрационных материалов и практических занятий. Учим одновременно троих старших дочерей. Так, что-то для них повторяется, что-то изучается заранее. Поэтому они опережают свою программу, к примеру, Лучезара начала читать в три года, старшие тоже усвоили программу первого и второго класса до семи лет».

Совсем отгородиться от традиционной школы у девочек и их родителей не получилось.

«Радомира и Верослава каждую четверть сдают экзамены в школе, выполняют контрольные задания, - говорит Юрий Кузин. - Сейчас мы идем по школьной программе, уровень знаний постоянно проверяется и пока все сдавалось хорошо. Нам удалось придти к консенсусу со школой – на условиях «индивидуального обучения». Мы частенько предлагаем дочерям пойти в школу, отказываются. Они там были и им не понравилось. Они могут начать посещать ее, как захотят».

«За будущее своих детей мы не переживаем. Если захотят поступить в ВУЗ или колледж, проблем не будет. Интернет и репетиторы помогут достичь нужных результатов, подготовиться к поступлению в случае необходимости. А если выберут какую-то прикладную специальность, краткосрочные курсы и школы, принятые во всем мире нам в помощь. Нецелесообразно тратить одиннадцать лет жизни ребенка на среднестатистические знания, которые забудутся через пару лет».

«В чем главные плюсы домашнего образования? – присоединяется к разговору Светлана. – Во-первых, родительский контроль. Пока ребенок в школе, мы, по сути, не знаем, чем он занят по многу часов в день, чему учат, как воспитывают, не выбираем для него окружение, педагогов, питание, а что может произойти по дороге или в стенах школы… Во-вторых, индивидуальный подход, удобный график, свобода действий (не нужно сидеть за партой постоянно), возможность совмещать с дополнительными занятиями в кружках и секциях. Конечно, это не просто, это требует полной отдачи от родителей, нужно изучать методики, дисциплины, искать лучшее, разбираться в предметах, находить подход к детям, приучать к самодисциплине и их и себя. Не каждый родитель способен на это. Конечно, проще сдать ребенка в школу, как в камеру хранения, ведь там еще и знания дают. Другими словами снять с себя ответственность за воспитание и образование ребенка легче, но правильно ли это?».

Многие считают, что учебная программа не отвечает запросам времени, а ценность получаемых знаний вне стен альма-матер спорна. Но едва ли кто-то подвергнет сомнению необходимость обучения в школе. Все же для некоторых казахстанцев ответ на вопрос о том, нужно ли тратить время на школу, оказался однозначным – нет.

Все больше родителей в Казахстане выражают намерение обучать своих детей самостоятельно, но пока законодательство не на их стороне. В нашей стране домашнее и семейное обучение допускается только для больных детей. Но существует возможность обучения в форме экстерната. По правилам, обучение в форме экстерната могут получить обучающиеся: не завершившие своевременно обучение в организациях среднего общего образования, одаренные, не имеющие возможности по семейным обстоятельствам, болезни.

Кампания за альтернативное среднее образование (экстернат, школы дистанционного обучения, самостоятельное обучение с контролем со стороны госорганов) в Казахстане зародилась совсем недавно. Год назад появилась инициативная группа родителей, которые выступают за право получения образования для своих детей на дому. Они добиваются изменений законодательства.

Практически во всех странах, в том числе в России и других странах СНГ, право выбора формы обучения детей учтено в законе об образовании. Так, год назад в социальной сети Facebook активисты движения создали сообщество, которое насчитывает около двухсот человек.

Сколько же в Казахстане родителей, которые решили перевести детей на «подпольное» домашнее образование? Активисты движения предполагают, что счет идет на десятки или даже на сотни. В основном такие семьи из столиц – Астаны и Алматы, в регионах намного меньше. Многие родители во избежание мер со стороны органов образования регистрируют своих детей в другом городе или стране, получают аттестаты всевозможными окольными путями.

У каждого родителя свои причины обучать детей самостоятельно, но основные их «претензии» к современно школе сводятся к следующему – качество образования, неконтролируемые стрессовые ситуации, не всегда удобный режим, строгая дисциплина, классно-урочная и оценочная система, привитие привычки «отсиживать» уроки, квалификация и опыт педагогов, «школьные» заболевания из-за недостатка подвижности.

Специалисты с удивлением констатируют, что в последнее время домашнее обучение приобретает все большую популярность. Обучаться дома можно по-разному: с родителями или с репетитором, опережать сверстников или идти в ногу с ними. Причем специалисты признают, что эти дети показывают лучшие результаты при поступлении в ВУЗы, адаптации к взрослой жизни, и, как ни странно, социализации.

Как же оценивают ситуацию с домашним образованием и в частности в случае семьи Кузиных, создавших прецедент, официальные органы системы образования? С просьбой дать комментарий мы обратились к представителю отдела образования города Павлодара, заместителю начальника отдела Корлан Куспековой.

«Семья Кузиных – единственный подобный случай в нашем регионе. Других запросов на перевод на домашнее семейное образование в нашей практике не было. Если бы таких семей было очень много, компетентные органы приняли бы это во внимание, соответствующие поправки законодательства были бы рассмотрены. Но так как массового запроса нет, нет и необходимости».

«Этот вопрос требует изучения и всестороннего рассмотрения. Да, в других странах, России в том числе, такое право родителей прописано в законе, но надо принять во внимание, что сделано это вынужденно, ввиду огромных территорий и физической недоступности школ, к примеру, - поясняет Корлан Куспекова. - В Казахстане, считаю, этой необходимости нет. Наоборот, государство создало все условия для получения среднего образования. Всеобуч, доступность образования у нас гарантирована со всеми условиями – бесплатным обучением, бесплатными учебниками, питанием для определенных категорий, бесплатно организована кружковая деятельность на базе школ и дворовых клубов, проводится профилизация, профориентация, постоянно контролируется и повышается квалификация педагогов, ученики участвуют в олимпиадах, конкурсах и т.д».

«Базовые знания должны быть получены каждым казахстанцем. Они – фундамент для дальнейшего образования и получения специальности, профессиональной жизн, - считает представитель отдела образования. - Желание родителей семейного образования понять можно, но могут ли дать они его на нужном уровне, когда сейчас большинство детей настроено на точные науки, а гуманитарные, можно сказать, ушли на второй план? Родители не всегда располагают достаточным временем и знаниями. А сейчас в школах есть даже возможность продленного обучения – дети выполняют домашнюю работу, занимаются дополнительно, существуют профильные классы, школы и гимназии. Регулярно мы мониторим этот вопрос – родители в один голос говорят, что никогда не перевели бы детей на домашнее или семейное образование. Даже те, кто вынужденно обучается так по состоянию здоровья или другим причинам».

Фото из личного архива Кузиных и фотографа Светланы Хромцовой

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1025075-vyzov-sisteme-pochemu-kazakhstanskie-r/

pixel